Уже более двух столетий в Таллине (Эстония) в качестве музея открыт для посетителей дом Петра I, или «малый императорский дворец», как называли его раньше. Это старейший музей эстонской столицы, который находится на территории дворцово-паркового ансамбля Кадриорг (в прошлом—Катериненталь), основанного Петром I[1]1. Катериненталь, Кадринталь, Кадриорг—варианты одного и того же названия Наименование Кадриорг появилось в годы первой независимости Эстонии (1918–1940) и сохранилось до сегодняшнего дня . Музей принимает посетителей со всего мира и ежегодно занимает одну из ведущих позиций в рейтингах наиболее посещаемых домов музеев не только Таллина, но и всей Эстонии. Популярным музей является во многом благодаря своей аутентичности: здесь и сегодня находятся те самые предметы интерьера, что окружали Петра I и Екатерину I в их повседневном быту 300 лет назад.
Немного из истории дома
Дом был построен в первой половине 1680х годов на территории, где находились мызы знатных горожан, и принадлежал ратману Герману фон Дрентельну[2]2. Alamaa E., Kivi A.Tallinn: linna asustus ja ehitusajaloolisi materjale Köide IV Tallinn, 1966 Lk 142–143 . На сегодня этот дом является старейшим зданием в Кадриорге и единственной в Эстонии мызой, сохранившейся со шведского времени до настоящих дней почти в неизменном виде.
300 лет назад на этом месте еще не было парка. От дома, а также с высокого пустынного холма, расположенного за домом, открывался вид на море, город и военную гавань, заложенную Петром I. Царь вместе с супругой Екатериной I поселился в доме в июне 1714 года, и, как свидетельствуют записки современника, к приезду царской четы дом был уже обставлен мебелью[3]3. Vanamölder K.Maanõunik Otto Fabian von Wrangelli Eesti ja Liivimaa kroonika käsitlusvõimalustest Magistritöö Tartu, 2007 Lk 67. Летом 1714 года Петр провел здесь чуть больше месяца. Из походных журналов известно, что его величество наблюдал за морским горизонтом, подсчитывал шведские корабли, подходившие к Ревелю (Таллину) на весьма близкое расстояние, и готовился к морской кампании против шведского флота. В свободное время по вечерам в «новых хоромах» Петр играл «в кости по словам» и совершал пешие прогулки по окрестностям[4]4. Походный журнал 1714 IV пагинация СПб , 1854 С 114 . Не обходилось без празднеств: 27 июня торжественно отмечали годовщину Полтавской баталии, а 29 июня на холме за домом были накрыты праздничные столы по случаю именин его царского величества[5]5. Там же С 115 . Летняя кампания 1714 года, начавшаяся для Петра из Ревеля, принесла Гангутскую победу, а сентябрь подарил царю дочь Маргариту. Екатерина жила в «новых хоромах» до середины августа. В следующем, 1715 году за этот дом «у холма» царь заплатил 1400 рублей владелице —вдове ратмана Дрентельна Елизавете Бухау[6]6. Подробно о выплате денег за дом см : Smorževskihh Smirnova M.Allikapublikatsioon // Tallinna Linnamuuseumi toimetised Tallinn, 2019 Lk 213–214 . С этого момента Петр I стал хозяином дома и участка земли при нем.
В 1718 году на территории соседних поместий царь начал строительство большого дворца и парка, которые посвятил Екатерине (Катериненталь—букв. «долина Екатерины»). С появлением нового дворца прежний дом стали называть «старым» или «малым» дворцом[7]7. Это название встречается в документах XVIII–XIX веков—преимущественно в описях, а также в отчетах о проделанных работах .
В «малом дворце» Петр и Екатерина останавливались вплоть до 1723 года. За домом был разбит просторный огород, который предвосхитил появление Кадриоргского парка.
Предмузейная история
После смерти Петра «малый дворец» находился в ведении дворцового архитектора и кастеляна. Кастелян составлял описи вещей, фиксировал их сохранность, писал рапорты и донесения начальству. Дом тем не менее приходил в упадок, поскольку основное внимание было сосредоточено на поддержании в порядке «нового дворца» (до 1917 года Екатеринентальский дворец являлся действующей резиденцией российских монархов)[8]8. Сморжевских-Смирнова М., Янес З.История и этапы музеефикации Домамузея Петра I в Таллине // Петровские памятники России и Европы: изучение, сохранение, культурный туризм Материалы VII Международного петровского конгресса Санкт Петербург, 2016 C 357–37.
В 1804 году по указанию императора Александра I, посетившего «малый дворец», был начат его капитальный ремонт[9]9. Smorževskihh-Smirnova M.Peeter I Kadrioru “vana palee” // Tallinna Linnamuuseumi toimetised = Proceedings of the Tallinn City Museum Tallinn, 2019 Lk 211 . К этому моменту наиболее серьезно пострадала от времени «мазанка»—деревянная в основе пристройка петровского времени, в которой находились две комнаты и небольшая уборная. Благодаря мазанке, появившейся, очевидно, по распоряжению Петра I, дом стал в два раза больше и, кроме того, получил симметричный облик, что и видим на фиксационных чертежах 1753 года. Пристройка обозначена более тонкой линией, а более толстой—каменные стены «основного» дома периода шведского времени: это холл с примыкающей к нему кухней и две комнаты. Мазанка, таким образом, уравновешивала архитектурный облик дома, наделив его крыльями и анфиладой.
В процессе ремонта 1804–1806 годов мазанка была снесена, но возведена другая пристройка: над кухонным помещением появился мезонин. На этот полуэтаж можно было попасть прямо из холла по массивной лестнице, специально построенной и продленной также до чердака. Мезонин получил название «столовая»: здесь разместили царский трапезный гарнитур—стол с 12 стульями и креслом. Стол с раздвижной столешницей, украшенный резным орнаментом и интарсией, во времена Петра находился, по-видимому, в одной из комнат мазанки. Не исключено, что этот стол не всегда стоял в доме: иногда, например во время празднеств, столы накрывались на горе за домом, откуда его величество, обозревая окрестности, «кушать изволил»[10]10. Так, например, в Журнале 1714 года под 29 июня, на которое приходились именины царя, упоминается, что Петр “кушать изволил в новых хоромах на горе над Своим Домом” (См : Походный журнал 1714 года СПб , 1854 IVпагинация С 62.
Мезонин начала XIX в. органично вписался в шведскую архитектуру века XVII и с момента своего появления является неизменной экспозиционно выставочной площадкой для демонстрации царской трапезной мебели.
О становлении музея и экспозиции
Большой ремонт, начатый по инициативе Александра I, был завершен в 1806 году, и теперь в «малом дворце» не только хранили, но уже и показывали ту обстановку, в которой жил первый российский император. Основная экспозиция расположилась в трех комнатах: спальне, гостиной и мезонине столовой; посетить можно было и небольшую кухню, главная достопримечательность которой впечатляет посетителей и по сей день—кожуховая печь с открытым очагом и высоким дымоходом коптильней[11]11. Во время пребывания Петра I в доме на этой кухне хозяйничал оберкухмистер Фельтен, о чем имеется также упоминание в записках камер юнкера Берхгольца, гулявшего по Катериненталю 10 июля 1723 г : «Когда мы проходили мимо прежняго императорского дома и огорода, об кухм Фельтен принудил нас вой ти туда и подал нам по стакану вина и пива» См : Дневник камер юнкера Ф В Берхгольца, веденный им в России в царствование Петра Великаго, с 1721го по 1725й год Перевод с немецкаго И Ф Аммона Часть III 1723й год Москва: Университетская типография, 1903 С 108 . В комнатах оставались те самые предметы, что из года в год перечислялись в описях кастеляна, а также тюфяки, подушки, одеяла, гардины и другое убранство из ткани. Текстиль, как и мебель, был на учете, но уже в начале XIX века его сохранность оставляла желать лучшего, о чем свидетельствуют частые пометы в документах—«ветхий», «молью объедены», «расползается».
Вместе с тем начиная с первой половины XIX века путеводители по городу Ревелю и его окрестностям приглашают посетить домик, чтобы среди прочего увидеть «ночной халат и туфли» Петра Великого[12]12. Рейтлингер Р. Путеводитель по Ревелю и его окрестностям СПб , 1839 С 124 . Эти реликвии были утрачены в годы Второй мировой вой ны. Не сохранился до сегодняшнего дня и текстиль начала XVIII века: занавеси, тканевые обои, обивка мебели, постельные принадлежности. В конце 1950х годов осуществлялся капитальный ремонт дома, в рамках которого была проведена и реставрация мебели, а также полная замена тканевых покрытий стульев, кресел, кровати. Гардины и тканевые обои, утраченные еще в XIX веке, воссоздавать не стали.
Утрату подлинного текстиля, сколь бы печальной она ни была, можно считать все же наименьшим уроном, который нанесло время «малому императорскому дворцу», поскольку в доме сохранился фактически весь интерьер, о чем мы можем судить по описям XVIII, XIX веков и начала XX века. Правильно было бы сказать, что дому Петра I в Таллине (в отличие от его нарвского побратима и многих других памятников петровского времени) повезло: он не пострадал ни от военных действий, ни от смены политических режимов и, благодаря музеефикации в 1806 году de-facto, сохранял целостность и неприкосновенность подлинного интерьера.
Важно отметить, что серьезный шаг к преобразованию дома в музей на постоянной основе был сделан в 1930е годы, в период первой независимости Эстонской республики (1918–1940)[13]13. Подробно о работе музея в эстонское время см в статьях З Янеса: Jänes Z. Peeter I maja ajaloost 1918–1941 // Tallinna Linnamuuseumi toimetised = Proceedings of the Tallinn City Museum Tallinn, 2019 Lk 123–140; Jänes Z.Peeter I maja—Tallinna vanim muuseum // Keskaegsest kaupmehemajast muuseumiks Tallinna Linnamuuseum 80 Tallinn, 2017 Lk 141–147. Именно тогда дом стал не только охраняться государством, но и превратился в важнейший объект культурного туризма, что также способствовало его сохранению в период переосмысления исторического наследия молодым государством.
История и современность в экспозиции
С момента открытия дома для посещений в 1806 году и вплоть до 2004 года основная экспозиционная площадь не менялась. Изменения касались лишь сопроводительных текстов и отчасти—состава экспозиции. Так, в 1935 году из окрестных поместий были привезены портреты правителей династии Романовых (в их числе портреты кисти И. Ведекинда и Г. Гроота), также бюсты Петра I и Екатерины I, выполненные в начале 1720х годов[14]14. Jänes Z.Peeter I maja ajaloost 1918–1941 // Tallinna Linnamuuseumi toimetised = Proceedings of the Tallinn City Museum Tallinn, 2019 Lk 132. После Второй мировой войны в экспозиции разместили и некоторые предметы из утраченного в бомбежке 1944 года Нарвского дворца Петра I.
В 2004 году в музее провели масштабный ремонт, благодаря которому экспозиционная площадь увеличилась. Был приведен в порядок и стал открытым для публики старинный сводчатый подвал—ровесник дома. Раньше попасть туда можно было лишь с улицы, и с конца 1720х годов подвал не использовали. В ходе ремонта в холле разобрали и заменили старый пол, проложили вглубь каменные ступени и таким образом соединили первый этаж с подвалом, открыв для посетителей два небольших подвальных помещения. В подвале разместили серию бюстов, выполненных в 1720е годы по распоряжению Петра I для украшения парка. До этого тяжелые бюсты стояли на подоконниках гостиной и спальни.
При замене пола в холле был обнаружен внушительных размеров участок напольных покрытий конца XVII века, сделанных из плитняка, а также артефакты конца XVII и первой половины XVIII века: фрагменты керамической и стеклянной посуды, глиняные курительные трубки, а также деревянные игральные кости, датируемые первой четвертью XVIII века (хочется верить, что именно они упоминаются в июньской записи Походного журнала 1714 года). Найденные предметы были помещены под стекло, на фрагменты старого пола.
И хотя новое экспозиционное пространство давало больше возможностей, позволяя устраивать временные выставки, в 2015 году было решено подвальные помещения улучшить, сделав их более современными, привлекательными для посетителей, а главное—привести к балансу климатические показатели подвальной экспозиции, сведя к минимуму колебания температурно-влажностного режима в зимний и летний сезоны. Как и подвалы большинства старых каменных строений, подвал царского дома страдал от избытка влаги в летний период, что негативно сказывалось также на климатических показателях в основной экспозиции. В ходе ремонтных работ был очищен от толстого слоя штукатурки нижний ярус подвальных стен, так что открылась подлинная кладка конца XVII века, и стены смогли «дышать», установлена принудительная вентиляция и аппарат, собирающий влагу из воздуха.
Изменения коснулись и подхода к оформлению небольших и специфичных подвальных помещений: было решено интегрировать яркие дизайнерские находки дня сегодняшнего в историческое пространство. Одной из задач являлось также создание витрин, отвечающих требованиям экспонирования керамики, дерева и металла. По инициативе директора Таллинского городского музея К. Ульма к работе над проектом привлекли художника оформителя Леонардо Мэйгас, по эскизам которого изготовили эксклюзивную мебель из утилизированных материалов строительного производства. Так, катушки от электрических кабелей превратились в сидения для посетителей, в постаменты для бюстов, а также в витрины. В витрины из-под напольного стекла 2004 года мы переместили наиболее интересные археологические находки, обнаруженные при первой расчистке подвала и замене пола в вестибюле, одну из витрин посвятили памятным медалям в честь победы России в Северной войне.
Отдельно следует отметить информативные стенды, посвященные истории дома в контексте событий Северной войны. Стенды и крепления для них выполнены из экологичного и легкого гофрированного картонного материала REBOARD, производство которого было впервые налажено в Швеции. Если нужно освободить помещение для группы, то стенды легко поднимаются и фиксируются в горизонтальном положении при помощи магнитов под сводчатым потолком.
Поскольку тексты, сопровождающие экспозицию, являются важной составляющей в восприятии выставочного пространства и музея в целом, особое внимание мы постарались уделить не только содержанию, но и форме излагаемого материала. При написании текстов, читателями которых являются посетители из разных стран мира, мы руководствовались принципом предельно нейтрального изложения событий Северной войны, избегая эмоциональных оценок, имперской риторики и демонстрации отношения к какой-либо из воевавших или же пассивно участвующих в вой не сторон (русские, шведы, эстонцы, местное немецкое дворянство и т. д.). Для тех посетителей, кто не готов утомлять себя чтением пояснительных текстов (в том числе и детей), мы подготовили 10-минутный фильм, переведенный на волонтерских началах профессиональными переводчиками из разных стран на 16 языков. Фильм в простой и увлекательной форме представляет историю «малого императорского дворца». Как показала практика, фильм смотрят абсолютно все группы посетителей, лишь единицы начинают с классического знакомства с экспозицией—через чтение текстов.
В перспективе у нас—расширение экспозиции за пределы здания: через восстановление сада Екатерины и оформление территории, на которой находилась мазанка петровского времени. Планируем организовать археологические раскопки на этом участке. Мазанку воссоздавать мы не будем, но постараемся найти возможность современно и достойно показать на открытой площадке то наследие, через которое история давно минувших дней становится близкой и почти осязаемой.
Alamaa E., Kivi A. Tallinn: linna asustus ja ehitusajaloolisi materjale [Tallinn: urban and urban historical materials] Vol IV Tallinn, Eesti NSV Riiklik Ehituskomitee, 1966 278 p (In Estonian)
Berhgolc F.B. Dnevnik kamerjunkera F.B. Berhgolca [Diary of the camera Junker F V Bergholz] Part III Moscow, University Printing House, 1903 199 p (In Russian)
Vanamoelder K. Maanõunik Otto Fabian von Wrangelli Eesti ja Liivimaa kroonika käsitlusvõimalustest. Magistritöö [Mayor Otto Fabian von Wrangell on the treatment options of the Estonian and Livonian Chronicles Master’s thesis] Tartu, University of Tartu, 2007127 p (In Estonian)
Jaenes Z. Peeter I maja ajaloost 1918–1941 [History of the House of Peter the Great 1918–1941] Tallinna Linnamuuseumi toimetised[Proceedings of the Tallinn City Museum] Tallinn, Tallinna Linnamuuseum, 2019, pp 123–140 (In Estonian)
Jaenes Z. Peeter I maja — Tallinna vanim museum [Peter the Great ́s House — the “oldest museum” in Tallinn]Keskaegsest kaupmehemajast muuseumiks. Tallinna Linnamuuseum 80 [From medieval merchant ́s house into a museum Tallinn City Museum 80] Tallinn, Tallinna Linnamuuseum, 2017, pp 141–147 (In Estonian)
Pohodnyj zhurnal 1714 goda [Travel journal in 1714] Afanassi Fjodorovich Bychkov [Afanassi Fjodorovich Bychkov] St Petersburg, 1854 161 p (In Russian)
Reitlinger R. Putevoditel po Revelju i ego okrestnostjam [Guide to Revel and its surroundings] St Peterburg, The department of foreign trade print, 1839 124 p (In Russian)
Smorževskihh-Smirnova M. Allikapublikatsioon Maksekorralduse Peetri maja eest tasumise kohta, 21 August 1715 [Source publication The order to pay for Peter ́s house, 21 August 1715] Tallinna Linnamuuseumi toimetised [Proceedings of the Tallinn City Museum] Tallinn, Tallinna Linnamuuseum, 2019, pp 213–214 (In Estonian)
Smorževskihh-Smirnova M. Peeter I Kadrioru “vana palee” [Peter the Great ́s “old palace” in Kadriorg] Tallinna Linnamuuseumi toimetised [Proceedings of the Tallinn City Museum] Tallinn, Tallinna Linnamuuseum, 2019, pp 208–212 (In Estonian)
Smorzhevskih-Smirnova M., Janes Z. Istorija i jetapy muzeefikacii Domamuzeja Petra I v Talline [The history and stages of the museumification of the HouseMuseum of Peter I in Tallinn] Petrovskie pamiatniki Rossii i Evropy: izuchenie, sokhranenie, kulturnyi turizm. Materialy VII Mezhdunarodnogo petrovskogo kongressa [Peter I monuments of Russia and Europe: the study, preservation, cultural tourism Proceedings of the VII International Congress of Peter], June 5–7, 2015 St Peterburg, European House Print, 2016, pp 357–370 (In Russian)