Функция библейской цитаты в похвальных словах Феофана Прокоповича

М.А. Сморжевских-Смирнова

Русская филология: сборник научных работ молодых филологов (35 - 40). Тарту: Издательство Тартуского университета.

Ключевые слова: Феофан Прокопович, библейская цитата, идеология

скачать...

Уже в самых первых исследовательских работах, посвященных творчеству Феофна Прокоповича, можно найти указания на то, что Феофан "преобразует" жанр слова: отказывается от традиционной схоластики и обращается к новому историко-филологическому методу.

Новаторский метод Феофана отличался от прежнего тем, что основывался на подробном изучении Св. Писания и церковной истории, сличении древних списков и переводов, критическом исследовании памятников христианской древности. Преодоление "схоластической замкнутости" заключалось и в том, что все положения проповеди были обращены теперь "ко времени, месту, лицам и обстоятельствам, в которых и среди которых она произносится", тогда как схоластическая проповедь "могла быть сказана и выслушана с равным интересом во время Кирилла Туровского, Иоанна Грозного, в Петровское и во всякое время" [Чистович, 17]. Однако, это общее положение так и не было использованно при непосредственном анализе сочинений Прокоповича.

На примере нескольких библейских цитат из слова Феофана 1709 г. ("Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе") представляется возможным показать, как именно Феофан применяет этот метод, и каким образом, благодаря этому методу, преобразуется функция библейской цитаты в слове.

Слово 1709 г. посвящено Полтавской "баталии"; оно было произнесено в Киеве, в присутствии Петра I, спустя месяц после победы.

Большинство библейских цитат, которые использует Феофан, - из ветхозаветных книг, преимущественно, из Псалтири. Ссылки на источники оформлены по-разному: в отдельных случаях указана библейская книга (это конструкции типа: "приличествует тебе глас Божий, Езекилеве иногда изреченный", - и далее - прямая цитата); в других случаях указания на библейскую книгу нет, но цитата обозначена кавычками. Кроме того, в Слове есть цитаты, автором никак не обозначенные (без ссылок или кавычек), с подменой одного или двух слов.

Первая цитата появляется в рассуждении Феофана о территориальном величии Российской империи, о ее "силе и крепости": "Аще и всуе презираше крепкия о Господе силы Российския; не безсилием бо православное сие царство толико разширися <...> и уже прилично о нем рещи оное псаломское слово: «Прострет розги его до моря и даже до рек отрасли его»" [Прокопович, 24] <Здесь и далее в обозначении библейских цитат курсив мой, - М.С.> Автор приводит здесь 12 стих 79 псалма: "Простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его".

79-ый псалом - это молитвенная песнь об Израильском царстве, которое, по свидетельству псаломника, подвергается оскорблениям и нападениям со стороны соседних народов[1]1. Как отмечает А.П.Лопухин, псалом был написан незадолго до гибели Иудеи, когда Израильское царство уже было разрушено ассирянами. (Лопухин А.П. Псалтирь // Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета (Издание преемников А.П.Лопухина). М.,1982. Кн. 1. Т.4. С.290.. Автор псалма вспоминает те времена, когда Бог вывел израильский народ из Египта, привел в иудейскую землю и укрепил на этой земле (стихи 9-12). В псалме Израиль назван виноградной лозой: "Вiноградъ из Египта пренеслъ eси" (Пс. 79, 9). Об укреплении этой лозы (по перенесении ее из Египта) и идет речь в 12 стихе.

Цитируя именно этот стих и обращаясь к контексту всего псалма, Феофан очевидным образом соотносит момент наибольшего могущества и расцвета в истории Иудеи с расширением и укреплением Российского государства при Петре. Это позволяет Феофану развить обозначенную в начале Слова тему покровительства и заступничества Божьего Петру и (через Петра) всему русскому народу: как некогда Бог покровительствовал израильтянам в становлении и укреплении Иудеи, так и теперь Бог покровительствует государству Российскому[2]2. Указания на Божие покровительство Петру появляются, например, в следующем фрагменте, открывающем Слово: "кое иное дати тебе (Петру- М.С.) приветствие о том и что большее в дар <...> имамы принести тебе? Разве неслыханной сей Богом тебе и тобою всем нам дарованной победы (здесь и далее курсив мой, - М.С.) похвалу и <...> радости извещение"; "сия неизглаголанная <...>, данная нам от Бога твоим и твоего воинства мужественным подвигом радость" [Прокопович, с. 23]..

Примечательно, что, цитируя псаломский стих, Феофан меняет грамматическую категорию времени: прошедшее время - "простре" изменяет на будущее - "прострет". Очевидно, что эта подмена не случайна. Она позволяет особым образом трактовать обозначенную библейской цитатой идею возвышения Российской империи: величие России, достигнутое к настоящему времени не есть предел Божьего благоволения к ней, за Россией - еще большее величие и возвышение. И в этом смысле судьба России оказывается противопоставленна судьбе древней Иудеи (той судьбе, которая постигла Иудею ко времени написания псалма): если Израиль терпит поражение, и автор псалма может только вспоминать о временах былого величия, то в Слове Феофана момент поражения оказывается в прошлом, а возвышение и укрепление России - в настоящем и будущем времени[3]3. Так, например, как поражение (уже пережитое и "упраздненное"), Феофан описывает измену Мазепы. В других Словах, где тема поражения России так или иначе затрагивается, под поражением каждый раз подразумеваются события разного рода. Так, в Словах от 1715 г.(на рождение Петра Петровича) и от 1718 г. ("О власти и чести царской"), как о поражении Отечества Феофан пишет о Смутных временах..

Тема Божьего покровительства Петру находит очень яркое выражение и во фрагменте с описанием боя, где Феофан приводит цитату из 90-го псалма, традиционно читаемого православными христианами во время бедствий или нашествий врагов: "Но собысться на тебе, Богом хранимый мужу, обещанное псаломником Божие заступление: «Падет от страны твоя тисяща и тьма одесную тебе, к тебе же не приближится»" [Прокопович, 31].

90-й псалом, представляющий собой хвалебную песнь, был написан на победу благочестивого царя Езекии над ассирянами[4]4. Лопухин А.П. Указ. соч. С.312.. Ведущая тема псалма - прославление праведника Богом, проявляющееся в покровительстве и чудесном избавлении от врагов. Включение в Слово цитаты из этого псалма позволило Феофану, во-первых, наделить Петра чертами праведника, прославленного Богом и, во-вторых, использовать данный псалом в качестве значимого подтекста к дальнейшему описанию битвы.

Так, например, как и в псалме, в Слове перечисляются свидетельства Божьего заступления Петру: "Посреде острия мечов, посреде огненных градов, посреде многотисящных всюду летающих смертей ни смерть, ни язва не приближися тебе" [Прокопович, с. 31]; в 10-ом стихе псалма читаем: "Не прiидетъ къ тебе зло, и рана не приближится телеси твоему". Как и в псалме, в Слове указывается на то, что Господь "осеняет" праведника, заграждает щитом, и сохраняет "под крылом":

Текст псалма:

Плещма своима осенитъ тя, и под криле eго надеешися: oружiемъ<т.е. щитом, - М.С.> обыдетъ тя истина eго" (Пс. 90, 4).
Текст слова:

"И аще когда ныне яве показася, яко осеняет над главою твоею в день брани; <...> хранит в подкрилии милости Своея и щитом силы Своея заступает" [Прокопович, 32].

В описании бегства шведов с поля битвы Феофан включает цитату из 77 псалма (она появляется в контексте обличения врага): "Яко и о них уже воспети подобает, еже иногда воспет псаломник о сынах Ефремлих: «Сынове, - рече, - Ефремли, прязающии спеющии луки, возвратишася в день брани»" [Прокопович, 32]. Псалом посвящен рассказу о том, как на место Ефремлян, обладавших ранее огромной властью, Господь избирает колено Иудино и нового мудрого царя Давида, за которым отныне закрепляет силу и власть. В девятом стихе, цитируемом Феофаном, речь не идет о реальной битве. Из содержания псалма следует, что под бегством с поля брани подразумевается неверность колена Ефремова заветам Господа: будучи вооруженными, т.е. будучи под покровительством Бога, они не стали сражаться, - в минуты бедствий усомнились и отказались побороть искушение. Цитируя Псалтирь, Феофан в данном случае переводит "иносказательное" значение стиха в буквальное. Вместе с тем, с цитатой из этого псалма автор Слова вводит значимую для всего текста тему возвышения нового сильного царя и колена, которые избираются Господом. Эту тему в своих проповедях Феофан затрагивает неоднократно и, развивая ее (как, например, в Слове 1715 г. на рождение Петра Петровича), как правило, обращается к 77 псалму. Но если в других словах эта тема появляется в контексте рассуждений о восшествии на престол новой царской династии (Романовых), то в данном случае, как мы видим, картина иная. Феофан пишет о могуществе и силе шведов, о их бесспорном военном преимуществе над всеми европейскими державами. С полтавской победой все эти качества переходят Петру и его воинству (Прокопович это неоднократно подчеркивает), так же, как некогда сила и власть перешли от колена Ефремова к колену Иудину[5]5. Приведем лишь один из примеров, где тема этой преемственности выражена наиболее ярко: "Что же возреку о числе взятых войсковых знамен, оружий, запасов, користей, всего имения, всех обозов! Вся, яже многим градом и народом отъяша, дароваху России: аки бы не иной ради вины пришли к нам, токмо умрети и воинство российское благ своих заветом написати [Прокопович, 23,].

Рассмотрим последнюю цитату, которая появляется в заключительном фрагменте "Слова", в контексте молитвенного обращения к Богу: "Не отступай <...> вернаго Твоего служителя, православного монарха нашего, ополчаяся окрест его и укрепляя оружие его, дондеже испразднятся вси жестоковыйныи и непослушливыи раби, дондеже покорятся вси востающии нань врази, дондеже вси языци, бранем хотящии, крайним ударенни страхом, утихнут и не рекут: где есть Бог их?" [Прокопович, 37, 38].

Здесь Феофан цитирует 10-ый стих 78 псалма: "Да не когда рекутъ языцы: где eсть Богъ ихъ; и да увестся во языцехъ пред oчима нашима отмщенiе крове рабъ твоихъ пролитыя".

Данный псалом был написан после разрушения Иерусалима и опустошения Иудеи язычниками. Описанию этого разрушения посвящены первые четыре стиха псалма. Все последующие стихи представляют собой моление о возвращении Божьего покровительства народу Израиля и о возмездии врагам. Весь пафос этой псаломской молитвы передан именно в десятом стихе, где темы Божьего "смотрения" избранному народу и кары врагам объединяются: Бог "покажет" Себя в отмщении за пролитую кровь Своего народа.

Цитируя данный стих и включая его в контекст своей молитвы, завершающей Слово, Феофан не просто акцентирует внимание на уже прозвучавших в проповеди темах, но и очевидным образом проецирует свою авторскую позицию на позицию автора псалма: моление об отечестве, призыв к покровительству избранным и каре для супостатов.

Подводя итог, отметим: Феофан формулирует в Слове идею Промысла Божьего, претворяющегося в деятельности Петра. Эта идея составляет основу концепции автора и является для Слова ключевой. В тексте она находит как прямое выражение, так и опосредованное - через библейские цитаты. При этом, библейской цитате отводится главная роль: тема Промысла должна быть не просто заявлена, но представленна отсылкой к наиболее авторитетному источнику – Священному Писанию.

Цитаты рассеяны по тексту Слова, но очевидны читателю, и всегда отсылают к полному тексту псалма, той или иной библейской главы. Каждая из цитат актуализирует библейский подтекст в целом и раскрывает в Слове тему Промысла, позволяя автору вписать современное событие в ряд событий Священной истории. Таким образом, Слово вырастает из цитаты псалма и фактически становится распространением Псалтири[6]6. Такой взгляд на победу во многом проясняет и позицию проповедника, посвящающего проповедь не церковному празднику, а военной победе: победа есть неприложное свидетельство Промысла, и потому она должна быть воспета на ряду с другими чудесными событиями, в которых Бог "показал" Себя.. Функция же библейской цитаты в Слове выходит за рамки традиционных для проповеди риторической и дидактической функций, преимущественно иллюстративных по своей природе. У Прокоповича роль цитаты меняется. Она становится исходной формулировкой, из котрой усилиями проповедника вырастает идея, ориентированная на то, чтобы обслуживать официальный быт Петровской эпохи.

Деятельность Петра имеет для Прокоповича исторический смысл, поскольку в ней воплощается Божественный Промысел. Соответственно, и поэтика Слова выстраивается как функция от идеологии текста, когда идея определяет тематику, поэтику (использование, репертуар цитат) и образ идеального слушателя: как идеальный слушатель Слова "прозревает" цитату и способен ее адекватно интерпретировать, так и идеальный подданный Петра должен увидеть божественный Промысел в деятельности монарха.

Литература:

Чистович И. Феофан Прокопович и его время. Спб., 1868.

Феофан Прокопович. Сочинения. М., Л., 1961.

Лопухин А.П. Псалтирь // Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета (издание преемников А.П. Лопухина). М.,1982 Кн. 1 Т.4