Дома и домики Петра I. Ревель.

А. Мурре

Н. Саар

М. Сморжевских-Смирнова

Дома и домики Петра I. (339 - 365). Санкт-Петербург

2015, ISBN: 978-5-905011-13-9

Ключевые слова: Петр I, дом, домик, Ревель, Таллинн, Кадриорг

скачать...

Книга посвящена истории домов и домиков в различных городах Европы и России, связанных с жизнью и деятельностью Петра I. Некоторые из них сохранились, часть не дошла до наших дней, о многих остались лишь скудные сведения. В книге также рассказывается об обстоятельствах пребывания императора в том или ином городе. Издание содержит более 500 иллюстраций - гравюр, рисунков, портретов, исторических планов и карт, фотографий. В работе над книгой принимали участие специалисты из разных стран (России, Белоруссии, Великобритании, Латвии, Нидерландов, Франции, Эстонии). Книга предназначена как для специалистов, так и для всех интересующихся отечественной историей и культурой.

Kogumik on pühendatud erinevates Euroopa ja Venemaa linnades asuvatele ning Peeter I isikuga seotud majadele ja majakestele. Mõned neist on säilinud, mõned kõigest osaliselt, paljudest on aga alles üksnes kasinad andmed. Lugejale on avatud ka konteksti keisri viibimisest ühes või teises linnas. Valjaandes leiab samuti suurel hulgal illustratsioone - gravüürid, joonised, portreed, ajaloolised plaanid ja kaardid ning fotod. Kogumiku koostamisel osalesid paljud erialateadlased mitmetest maadest nagu Venemaa, Valgevene, Suurbritannia, Läti, Holland, Prantsusmaa ja Eesti.

This book is devoted to the history of the houses and cabins in diferent European and Russian cities and towns that are associated with the life and work of Peter the Great. Some of them have been preserved until now while some have vanished completely and we have little information on many of them. The book also gives a detailed account of the Emperor’s stay in these cities and towns. It is richly illustrated with engravings, drawings, portraits, historical plans and maps as well as photographs. Experts from various countries including Russia, Belarus, Great Britain, Latvia, the Netherlands, France, and Estonia have been working on this edition.



После победы Петра I под Полтавой театр военных действий Северной войны снова переместился к Балтийскому морю. Здесь в 1710 году русскими войсками были взяты восемь мощных городов-крепостей: Выборг, Эльбинг, Рига, Дюнамюнде, Аренсбург (Курессааре), Пернов (Пярну), Кексгольм (Корела) и Ревель (Таллин). В Лифляндии и Эстляндии самыми значительными для Петра победами стали завоевание Риги «купно с цитаделью» в июле, а также Ревеля, который сдался на милость победителей в сентябре. С капитуляцией Ревеля, последнего крупного гарнизона, Швеция лишились своих надежных оплотов в Прибалтике, а Петр снова надеялся на заключение «всеполезнаго» мира.

Первый приезд Петра I в Ревель состоялся в декабре 1711 года, и в этом городе царь побывал еще десять раз. Сегодня память об этих визитах в столице Эстонии хранят два дворца - так называемый старый и новый, каждый из которых находится в живописном районе города на территории парка Кадриорг.

Дом-музей Петра I (Таллин, ул. Мяэкалда 2).

Дом-музей Петра I (Таллин, ул. Мяэкалда 2).
План дома, выполненный Й.Тайхертом в 1753 году

План дома, выполненный Й.Тайхертом в 1753 году.

Дом Петра I в Таллине, или, как его еще называют, старый дворец, можно по праву назвать одним из старейших музеев эстонской столицы, а его экспозицию – уникальным собранием подлинных предметов, окружавших Петра I и Екатерину I в их повседневном быту на эстляндской земле. В этом доме царь останавливался начиная с 1714 года. Построенный в конце XVII века и находившийся в тогдашнем пригороде Ревеля, местности Фонтеналь, дом был куплен царем у вдовы бургомистра фон Дрентельна Элизабеты Бухауен. Сумма сделки составила 3500 талеров и стала несомненной удачей для продавца, поскольку господские дома соседних поместий - Бюттнеров и Бланкенхагенов - оценивались куда меньше: в 300 и 1300 талеров. Соседние четыре поместья также были выкуплены Петром I, составив в общей сложности участок порядка 100 гектаров. Именно на этой земле в 1718 году царь начал строительство дворцово-паркового ансамбля, который получил имя Екатериненталь, или Кадриорг - в честь любимой супруги царя.

Сам факт покупки царем дома Дрентельнов и земель в округе весьма показателен: еще осенью 1710 года Ревель, как и вся территория Лифляндии и Эстляндии, был завоеван войсками Петра I, однако бывшим подданным шведского короля царь всячески стремился продемонстрировать, что для них он не завоеватель, но новый покровитель и даже (если это касалось денежных отношений) выгодный партнер.

К моменту покупки загородного дома у Петра I уже имелся в Ревеле собственный дом, так называемый городской дворец, где царь останавливался начиная с 1712 года[1]1. Этот дом находился на углу современных улиц Лай и Толли недалеко от Морских ворот.. Что же побудило Петра I в 1714 году приобрести еще один дом, находившийся за городской чертой?

В феврале 1714 года царь заложил в Ревеле гавань[2]2. В Походном журнале за февраль 1714 года об этом событии сообщалось: «во 2-ой день Господин Генерал изволил заложить пристань, на котором закладе были господин Адмирал, и Генерал Вейд и протчие»., а также готовился к летней военно-морской кампании, целью которой было атаковать шведские корабли, курсировавшие в Финском заливе. Незадолго до начала кампании регулярные наблюдения за неприятельским флотом велись в Ревеле с башни Домской церкви[3]3. Так, в Походном журнале от 17 июня 1714 года имеется следующая запись: «Пополудни в 5-м часу увидели неприятелей из города с Дома, потом уже крейсеры прислали с тем же в 6-м часу в исходе, почему велено тотчас сигнал дать, чтоб все были на кораблях и протчих судах готовы».. Такую же выгодную позицию для наблюдения за передвижениями кораблей представлял и участок фон Дрентельнов: поместье находилось на склоне высокого холма, откуда идеально просматривалось и море, и панорама всего города. В непосредственной близости к дому находилась также важная путевая развязка двух основных дорог на Нарву и Дерпт (до сих пор сохранился участок старой дороги с выездом «на гору», откуда можно было проследовать в обе стороны). Наконец, отапливаемый каменный дом был пригоден для комфортного проживания в любое время, как летом, так и зимой, а его удаленность от города обеспечивала некоторую приватность и покой. Последнее обстоятельство было особенно актуально в отношении царицы Екатерины Алексеевны: в 1714 году она была на сносях, но, по обыкновению, «спутешествовала» своему супругу. Большую часть лета, находясь уже на последних месяцах беременности, Екатерина провела в Ревеле, ожидая сначала счастливого возвращения с Гангута царя, а затем принимая участие в торжествах, организованных в городе по случаю победы.

Разъяснения по поводу покупки дома Петром I остались в книге Ревельского магистрата, правда, регистрация купли-продажи была осуществлена городскими властями лишь в августе 1715 года, т.е. спустя полтора года после приобретения дома новым владельцем. Магистрат, очевидно, занимал выжидательную позицию: после летней морской кампании 1714 года, закончившейся триумфальной победой России у мыса Гангут, шведский флот мог готовиться к ответной кампании, исход которой мог, в свою очередь, снова поменять судьбу горожан. И только дальнейшие активные действия Петра по укреплению Ревельской гавани, а также переговоры царя в июле 1715 года с голландской и английской эскадрами, прибывшими в Ревель, являлись убедительным аргументом в пользу окончательного оформления сделки.

План бани Петра I, выполненный Й.Тайхертом в 1753 году

План бани Петра I, выполненный Й.Тайхертом в 1753 году.
Сад Екатерины. План парка Кадриорг. XVIII в. Фрагмент.

Сад Екатерины. План парка Кадриорг. XVIII в. Фрагмент.

Судя по изменениям, произведенным в доме по царскому распоряжению, Петр спешил окружить царицу Екатерину комфортом, а также налаживал быт согласно своим привычкам и предпочтениям. Так, рядом с домом была построена «мыльня» - баня, имевшая две просторных «горницы» (стены и потолок их были обтянуты холстом, в одной была устроена парильня с двумя окошками, полками и печью, отапливаемой из сеней). В бане имелась также лестница на чердак, где, по-видимому, находилось сено и где можно было хорошо отдохнуть после бани. Рядом с баней был устроен каменный колодезь с деревянным срубом, а подле самого дома был разбит небольшой огород. Здесь Екатерина высаживала цветы и мяту, и сюда же, по свидетельству современника, из лучших садов окрестностей Ревеля были привезены фруктовые деревья: фиги, груши и яблони. В непосредственной близости к дому была построена также конюшня и караульня.

Изменения, инициированные царем, затронули и облик самого дома. Первый план дома относится к середине XVIII века, это фиксационный рисунок Йоханна Георга Тайхерта 1753 года без аннотации, выполненный в связи с приказом о ремонтных работах в новом (т. е. Кадриоргском) дворце. На плане видно одноэтажное здание с двумя дымоходами и симметричной планировкой. По расположению комнат на плане ясно, что изначальный дом XVII века во времена Петра I подвергся перестройке: к двум существовавшим комнатам были пристроены еще две, являвшиеся как бы зеркальным отражением первой половины дома. На плане новая пристройка, осуществленная, по-видимому, непосредственно перед заселением в дом Екатерины (в июне 1714 года), отмечена более тонким розовым контуром. Стены пристройки представляли каркас из наскоро сколоченных досок, заложенных глиной и обмазанных снаружи известью. Благодаря этой мазанке, замаскированной снаружи поц камень, планировка дома напоминала типичный барочный дворец: большой холл в центре (при входе в дом) и анфилады комнат по обеим сторонам от главного входа. На плане в центре видим. также прихожую-кухню. В домах такого типа все печи из комнат выходили своими топками в кухню, благодаря чему комнаты, примыкавшие к кухне, всегда отапливались. Согласно плану, в доме Петра I в помещении спальни был устроен также камин.

Домик Петра I в Кадриорге. Литография. XIX в.

Домик Петра I в Кадриорге. Литография. XIX в.
Вестибюль домика Петра I с портретом Екатерины II

Вестибюль домика Петра I с портретом Екатерины II. Фото. 1941 г.

Модным новшеством, привнесенным царем в прежнюю планировку дома, стал ватерклозет (он также отображен на плане), куда вела дверь как со стороны улицы, так и со стороны «мазанки»[4]4. Фрагмент водного крана петровских времен был найден во время археологических разысканий в подвале дома и сегодня является частью археологической экспозиции Дома-музея.. В двух существовавших изначально комнатах располагались гостиная и спальня, тогда как с противоположной стороны, в пристройке, была, по-видимому, устроена столовая (она примыкала одной стеной к хлебной печи) и комната для прислуги. В доме имелся просторный сводчатый подвал (он является ровесником дома), куда можно было попасть через отдельный вход со стороны улицы.

На сегодняшний день пристройка петровского времени не сохранилась, и здание выглядит почти таким, каким приобрел его царь (сейчас мы можем видеть каменные стены XVII века, отмеченные на плане более толстой линией).

Рапорты дворцового смотрителя свидетельствуют о том, что стены мазанки стали проваливаться под тяжестью крыши еще во времена правления Анны Иоанновны[5]5. Так, в 1736 году Иван Голеновский сообщал: «В Екатеринентале, в старом дворце, в мазанке потолок брущатый совсем обвалился, также с одной полуденной стороны известь отпала, и внутренняя стена вниз оседает, опасно, чтобы тая мазанка совсем не упала». И хотя в 1747 и 1754 годах от городского архитектора поступали предложения по капитальному ремонту дома, каких-либо конкретных действий для спасения петровской пристройки предпринято не было. В 1785 году эта-часть дома обрушилась окончательно. К этому времени основная обстановка дома была уже перенесена в новый дворец и клети, благодаря чему сохранилась оригинальная мебель Петровского времени. Это два малых зеркала в овальных рамах, два раздвижных стола (обеденный и для совещаний) с полным комплектом стульев и кресел к ним, кровать с пологом, заказанная для царской опочивальни, а также кресло, изготовленное ревельским мастером специально для Петра.

Первым из потомков Петра I, проявившим небескорыстный интерес к судьбе так называемого старого дворца, стал император Александр I, посетивший Ревель и парк Екатериненталь в мае 1804 года. Желая привести в порядок наследие своего славного предка, он повелел осуществить в доме необходимые ремонтные работы, а также произвести тщательную опись той обстановки, что окружала Петра I и Екатерину I во время их визитов в Ревель. Благодаря этой описи нам сегодня известно, что к началу XIX века в доме находились некоторые личные вещи императора (посуда, постельные принадлежности, сорочки, туфли). Известно также, что в гостиной было семь персидских ковров из верблюжьей шерсти, на окнах - гардины красного сукна, а большой стол для совещаний был покрыт сукном цвета бордо. В спальне стены были обиты холстом, на окнах - занавеси зеленого сукна, кровать обрамлял полог, выполненный из желтой камчатки. К 1806 году капитальный ремонт был завершен, мебель возвращена из дворца и расставлена так, как предположительно она могла находиться в интерьере дома во времена Петра.

Дом-музей Петра I. Столовая

Дом-музей Петра I. Столовая. Современное фото.

В процессе ремонтных работ начала XIX века переделке подверглись окна (были сделаны более широкие оконные проемы, оконные свинцовые рамы были заменены на деревянные); одна из входных дверей (теперь это современный главный вход в музей) была несколько расширена; в спальне был демонтирован камин и перекрыт пол: каменный паркет заменили на деревянные доски (этот дощатый пол с квадратными шляпками кованых гвоздей сохраняется в отличном состоянии и теперь, его можно видеть в гостиной и спальне); стены в комнатах взамен тканевых обоев были покрыты обыкновенной штукатуркой; была встроена комната над первым этажом для экспонирования комплекта мебели из столовой Петра I и пристроена лестница на новоустроенный второй этаж, а также на чердак.

В 1806 году ревельский дом Петра I был открыт для посещений в качестве мемориального музея, и, что особенно важно, экспозицию можно было посетить в теплое время года всем желающим, несмотря на происхождение. Таким образом Александр I подчеркивал свою преемственность по отношению к Петру Великому, в свое время распорядившемуся открыть парк Екатериненталь для прогулок всем жителям, к какому бы сословию они ни принадлежали.

Интерьеры домика Петра I в Ревеле

Интерьеры домика Петра I в Ревеле. Открытка начала XX в.

С момента провозглашения независимой Эстонской Республики в 1918 году дом Петра всегда считался культурно-историческим объектом, был национализирован и находился поц охраной государства или города, в отличие от здания бани. В конце 1930-х годов разгорелась целая дискуссия, в том числе и в эстонской прессе, по поводу исторической ценности данного объекта. Дело в том, что в 1939 году баня, которая стояла рядом со старым дворцом, была разобрана и перемещена в конец улицы Мяэкалда, где в то время начал действовать первый в Таллине зоопарк. Данную постройку использовали как административное здание зоопарка. Дискуссия о демонтаже бани не была беспочвенной, т. к. это сооружение считалось постройкой петровского времени. На самом же деле строение относилось ко времени Александра I: в 1804-1806 годах на фундаменте бани Петра I была возведена новая баня, которая по облику своему соответствовала моде XIX века и имела мало общего с постройкой и планом XVIII века. Таким образом, она не являлась исторически ценным объектом, связанным с эпохой царя Петра, и в конечном итоге план по восстановлению бани осуществлен не был.

Юридически подкрепленный статус музея дом царя Петра получил 29 января 1941 года, став филиалом Таллинского городского музея. В период 1917-1945 годов ни дом, ни его экспозиция не подвергались разрушениям и грабежам, благодаря чему и сам дом, и многие предметы его обстановки сохранились до наших дней.

На конец 1940-х - начало 1950-х годов пришлось значительное обновление основной экспозиции дома-музея, прежде всего за счет экспонатов из Нарвского петровского дворца, разрушенного во время бомбежки города в 1944 году. Часть предметов из нарвского дворца успели эвакуировать, и после войны они были переданы таллинскому дому-музею. Это два роскошных зеркала в резных барочных рамах, шведский стол-компас с картой балтийских земель (предание и сегодня называет первым владельцем стола шведского короля Карла XII), модель корвета «Шлиссельбург», принадлежавшая Петру I, и небольшой настольный глобус. В последующие годы экспозиция пополнилась также художественной коллекцией, самое раннее произведение которой по-настоящему уникально. Это парсуна 1639 года, на которой в полном царском облачении запечатлен первый монарх династии Романовых Михаил Федорович. Выполненная художником из посольства Адама Олеария в Московию эта картина была передана братству Черноголовых, где бережно хранилась более трех столетий. На сегодняшний день основная экспозиция музея расположена в трех комнатах (гостиной, спальне, столовой), в помещении кухни и вестибюле. В сводчатом подвале проводятся временные выставки, и в ближайшее время начнет работу виртуальный тур по истории дома.

Домик Петра I в Ревеле

Домик Петра I в Ревеле. Открытка.
Столовая в домике Петра I

Столовая в домике Петра I. Открытка. 1931 г.
Домик Петра Великого

Домик Петра Великого. Фото Р.Кристина. 1930-е
Домик Петра I в Ревеле

Домик Петра I в Ревеле. Открытка. 1900-е
Домик Петра Великого

Домик Петра Великого. Раскрашенная гравюра. 1910-е
Дом Петра I в Кадриорге

Дом Петра I в Кадриорге. Фото А.Пурве. 1930-е

Кадриоргский (Екатеринентальский) дворец Таллина является выдающимся произведением архитектуры барокко и уникальным культурно-историческим памятником. Инициатором строительства дворца был Петр I, а архитектором - итальянец Николо Микетти (Nicola Michetti, 1675-1758). Кадриорг входит в ряд построенных в начале XVIII века парадных летних императорских резиденций (Стрельна, Петергоф, Царское Село, Ораниенбаум и др.), которые в период царствования Петра I стали появляться на побережье Финского залива к западу от новой российской столицы - Санкт-Петербурга. В соответствии с европейскими пристрастиями царя архитекторами дворцовых ансамблей стали приглашать иностранцев - немцев, французов, итальянцев.

Кадриоргский дворец (Таллин, ул. Вейценберги 37).

Кадриоргский дворец. Фото С.Степашко, 2013.
Памятная надпись об основании Кадриоргского дворца

Памятная надпись об основании Кадриоргского дворца. Фото С.Степашко, фотоархив Художественного музея Эстонии.

Автор проекта Кадриоргского дворца и парка Николо Микетти был учеником знаменитого мастера барокко Карло Фонтаны (Carlo Fontana, 1634-1714), а до приезда в Россию - одним из ведущих архитекторов Рима. Во время пребывания в России в 1718-1723 годах он фактически стал главным архитектором Петербурга, чье творчество представляют, кроме Кадриоргского дворца в Таллине, также планировка парка и фасадов дворца в Стрельне, ряд сохранившихся фонтанов в дворцовом парке в Петергофе и фонтаны в Летнем саду Петербурга.

Разработка проекта дворцового ансамбля была поручена архитектору Николо Микетти и его подмастерью Гаэтано Киавери (Gaetano Chiaveri, 1689-1770), из других работ которого наиболее известна придворная церковь (Hofkirche) в Дрездене и здание Кунсткамеры в Петербурге. К работе они приступили в 1718 году, 22 июля, т. е. в день, который до сих пор отмечается как день рождения дворцового ансамбля в Кадриорге, ими вместе с царем были размечены границы фундамента дворца и парка. После 1720 года строительством дворцового ансамбля и его внутренней отделкой руководил уже русский архитектор Михаил Земцов (1686/1688? - 1743), впоследствии главный архитектор Санкт-Петербурга и придворный архитектор императрицы Елизаветы Петровны.

Как в планировке Кадриоргского парка, так и на чертежах возведенного в тот же период дворца в Стрельне (архитекторы Н. Микетти, Ж.-Б. Леблон) угадываются мотивы не только Версаля, оказавшего огромное влияние на дворцовую и парковую архитектуру Европы, но и понравившегося Петру I дворца Герренхаузен близ Ганновера, построенного в голландском стиле. Регулярный парк в Кадриорге делился на Нижний сад, находившийся перед дворцом, и Верхний сад, остававшийся на террасе позади дворца. Нижний и Верхний сад членила главная аллея, пролегавшая по центральной оси дворца, по обеим сторонам которой оставались геометрически упорядоченные боскеты и партеры. Нижний сад о6рамляли канал и покрытые вьющимися растениями решетчатые галереи, там же должны были появиться скульптуры и не менее двенадцати фонтанов. Между главным зданием и двумя флигелями, а также по их бокам шли лестницы от дворца в Цветочный сад Верхнего сада, дальней границей которого служила живописная стена с лестницей и фонтаном (так называемая Миражеская стена). Стена эта задумывалась архитектором из разноцветного мрамора, а на балюстраде предполагалось установить скульптуры. Еще одним уступом выше был вырыт Миражеский пруд, а на склоне ласнамяэского глинта (сейчас там находится KUMU - Художественный музей Эстонии) отводилось место для большого каскада.

Миражеская стена с лестницей и каскадом в Верхнем саду

Миражеская стена с лестницей и каскадом в Верхнем саду. Копия проекта Николо Микетти (?).

«Огород, который 2 года как посажен, так разросся, что веры нельзя нять; ибо одинакие деревья большия, которые вы видели, уже в некоторых местах срослись ветьми через дороги... каштаны также все изрядно кроны имеют. Полаты только снаружи домазывают, а внутри готовы, и единым словом сказать, что едва ль где инде такой правильный дом имеем» (из письма Петра I царице Екатерине, 8 июля 1723 года).

По имени супруги Петра I, будущей императрицы Екатерины I, был назван и весь комплекс - Екатериненталь (долина Екатерины; по-немецки Katharinenthal по-эстонски Kadriorg).

Сами здания дворца, или «палаты», по своим размерам достаточно скромны, что характерно для эпохи Петра I. Однако небольшие размеры главного здания компенсируются представительным фасадом, по членению которого угадывается и расположение помещений внутри дворца: за центральным ризалитом находится парадный зал, занимающий два этажа, который снаружи акцентируется балконом с балясинами, богатым декором из стукко и венчающим ризалит декоративным карнизом с барочными волютами. По обе стороны парадного зала простирается анфилада комнат.

На цокольном этаже главного здания размещались вестибюль, вахтенная, гардероб и кухня. Бельэтаж занимали покои царя и царицы, на верхнем этаже находились детские комнаты и спальни приближенных лиц. Небольшие флигели, связанные с основным зданием опорными стенами и лестницами, предназначались для размещения камердинеров и фрейлин.

Парадный зал Кадриоргского дворца

Парадный зал Кадриоргского дворца. Фото С.Степашко, 2000.
Деталь убранства парадного зала с монограммой Екатерины I

Деталь убранства парадного зала с монограммой Екатерины I. Фото А.Маасика. 2008

Роскошно украшенный парадный зал Кадриоргского дворца представляет собой уникальный, мастерски выполненный и почти полностью сохранившийся в первозданном виде образец интерьера в стиле петровского барокко. Декор из стукко, изобилующий символами и аллегориями, был выполнен в 1720-х годах согласно пожеланиям Николо Микетти и самого царя с целью прославления могущества и добродетелей правителя, а также мощи империи и победы в Северной войне.

Самыми ранними являются четыре тондо с аллегорическими рельефами на античные темы («Юстиция», «Похищение Ганимеда», «Посейдон» и «Даная», 1722), выполненные рижским мастером по стукко Маттиасом Зейдтингером (Matthias Seidtinger, годы жизни неизвестны). Помимо Зейдтингера в главном зале Кадриоргского дворца работал и направленный сюда из Петергофа итальянец Антонио Квадри (Antonio Quadri, ?-1734), создавший богатую лепнину потолка с использованием мотивов морских ракушек, аканта и маскаронов и разместивший державных двуглавых орлов и императорские короны в верхней части стен. Главное же скульптурное украшение парадного зала было изготовлено несколько позднее приглашенным из Стокгольма шведским королевским скульптором Саломоном Зельтрехтом (?-1756). Им стали крылатые гении, трубящие под высокими сводами залы вечную славу создателям дворца Петру I и Екатерине I. Между гениями в фигурном обрамлении золотыми буквами выписаны монограммы обоих правителей «PP» (Petrus Primus) и «E» . Скульптором выполнены также пилястры парадного зала с элегантными капителями коринфского ордера и камины, демонстрирующие прекрасное владение искусством лепнины.

Данных о художнике, которому было бы поручено создание живописных плафонов парадного зала, не сохранилось, имеющиеся плафоны, очевидно, были выполнены на оставленных среди декоративной лепнины полях двумя десятилетиями позже - к 1746 году, когда дворец подготавливали к ожидавшемуся визиту в Ревель дочери Петра I императрицы Елизаветы Петровны. В то же время известно, что выбор тем для центрального и четырех боковых плафонов, а также подбор сюжетов для росписей в других помещениях дворца (не сохранились) были осуществлены Петром I и Николо Микетти еще в начале работ над созданием дворца.

Композиция центрального плафона парадного зала Кадриоргского дворца исходит из картины знаменитого голландского художника Рембрандта (1606-1669) «Купание Дианы» (1634), которую работавший над созданием живописного убранства в Кадриорге местный мастер Лондицер Младший (Johann Friedrich Londicer?) мог знать по гравюре Магдалены ван де Пассе (Magdalena van de Passe, ок. 1600-1638), напечатанной в качестве иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, изданным в 1677 году в Брюсселе на французском и голландском языке. История Дианы и Актеона была выбрана для Кадриорга не случайно: тема центрального плафона таит в себе ироничный выпад российского императорского двора в сторону Швеции и Карла XII, который подобно античному охотнику Актеону слишком приблизился к Диане, или «божественной» России, и должен был поэтому принять смерть. В изобразительном искусстве времен Петра I довольно часто встречаются сюжеты, связанные с богиней Дианой, которые намекают на различные события Северной войны. Вместе с Дианой нередко изображались и нимфы, олицетворявшие занятые Петром I крепости и земли.

Декорированный потолок парадного зала

Декорированный потолок парадного зала
Изразцовая печь с гербом (1720)

Изразцовая печь с гербом (1720). Фото С.Степашко, 2008

Четыре небольших плафона представляют излюбленный в эпоху барокко жанр эмблемат, где рисунок и девиз на латыни вместе образуют многозначное целое. Композиция этих произведений позаимствована с гобеленов Шарля Лебрена (Charles le Brun, 1619-1690), представляющих аллегории четырех времен года и восхваляющих короля Франции Людовика XIV. Эмблемы, составленные Жаком Бейли (Jacques Bailly, 1629-1679) для декорирования бордюра гобеленов, были опубликованы также в виде гравюр в книге Себастьяна Леклерка (Sebastjan Leclerk, 1637 -17 14) и пользовались в свое время большой известностью. В своем исконном значении ласточка и роза олицетворяли на эмблемах весну, а лилия и сноп колосьев - лето, что прекрасно подходило для украшения Кадриоргского дворца, выполнявшего функцию летней резиденции.

Эмблемы, выбранные для малых плафонов парадного зала Кадриоргского дворца, связаны также с Петром I и имперской идеологией военной поры. Сноп колосьев, расположенный над монограммой Петра I, вместе с девизом «Vitae melioris in usum» («К лучшей жизни») олицетворял Российскую империю, к которой были присоединены здешние земли. Напротив монограммы Петра I находится монограмма Екатерины с изображением розы и девизом «Juncta arma decori» («Объединенное с красотой оружие»). Это - комплимент прекрасной и отважной супруге Петра I, которая следовала за государем и во время самых опасных военных походов.

Изображения с линией и ласточкой также образуют тематическую пару. В христианской традиции лилия символизирует смирение и чистоту помыслов, подкрепляемое девизом «Candore omnia vincit» («Чистота побеждает все»). Девиз над ласточкой «Et tempora laeta reducit» («И вернет радостные времена») сулит возвращение лучших времен. В идеологическом плане украшения парадного зала связывают наступление лучших времен с замыслом укрепления позиций православной церкви на завоеванной лютеранской территории.

Из интерьера дворца времен его строительства, кроме парадного зала, сохранились и бело-синие изразцовые печи. Изразцы с кобальтовой росписью в голландской манере были доставлены сюда в 1720 году из мануфактуры в Стрельне поц Петербургом, принадлежавшей одному из любимцев Петра I, тогдашнему губернатору Ингерманландии, Курляндии и Эстляндии князю Александру Меншикову. Первоначально печей было десять, но сохранились только четыре. На двух из них виден и знак особого заказа - российский герб с двуглавым орлом. На кобальтовых рисунках изразцов изображены пейзажные мотивы с домами и деревьями, изредка дополненные фигурами людей и животных или жанровыми сценками. Помимо печей с такими мотивами во дворце есть и изразцовые печи с более скромным цветочным орнаментом, изготовленные ревельскими мастерами до 1746 года. Подобные изразцы с тюльпанами, нарциссами и подсолнухами можно встретить на многих печах в домах бюргеров и на мызах середины XVIII века. В правом крыле дворца, пострадавшем от пожара 1745 года, были установлены две изразцовые печи с декором в стиле рококо, Одна из которых сохранилась до наших дней.

К сожалению, великолепный замысел ревельского дворцово-паркового комплекса так и не был осуществлен в полной мере, причиной чему стала ранняя кончина Петра I в начале 1725 года, когда здание дворца еще находилось в лесах, большинство фонтанов не было построено, не было также каскада и парковых скульптур. Монархи, пришедшие к власти после смерти Петра I, особого интереса ко дворцу в окрестностях Ревеля не проявляли, и работы в парке были приостановлены. Дворец был дан в пользование зстляндскому генерал-губернатору и другим местным представителям царской власти, но общее состояние дворца и его внутреннего убранства лучше от этого не стали. Впрочем, работы по внутренней отделке, ремонту и укомплектованию дворца необходимой мебелью активизировались накануне прибытия сюда высочайших особ: императриц Елизаветы Петровны в 1746 году (была завершена плафонная живопись, установлено несколько новых печей и многое другое) и Екатерины II летом 1764 года (у Лебединого пруда была построена каменная вахтенная и обновлено убранство бельэтажа дворца).

Второй период расцвета Кадриорга пришелся на время царствования Николая I (1825-1855). За это время Кадриорг приобрел репутацию модного морского курорта, куда для летнего отдыха приезжали время от времени даже члены царской фамилии и придворная знать, завсегдатаями же Кадриорга в XIX веке были дворяне и интеллигенция из Санкт-Петербурга, а также местная аристократия во главе с гражданским губернатором Эстляндии.

Целью перестроек, новой мебели и всего убранства было преобразование барочного репрезентативного дворца в удобный летний дом для многочисленного семейства императора и его свиты: в левом крыле здания находились покои царя, его супруги и престолонаследника, тогда как правое крыло было отдано великим княжнам Марии, Ольге и Александре вместе с их фрейлинами, гувернантками и прислугой. В соответствии с привычками курортной жизни царская семья и гости часто пользовались балконом на центральном фасаде, который был дополнен навесом, а также пристроенной в 1830-х годах по проекту придворного архитектора Х. Ф. Мейера (1789-1848) полукруглой верандой с большими арочными окнами в сторону Цветочного сада (сохранилась цокольная часть веранды, где находится сейчас касса и магазин Кадриоргского художественного музея).

Императорский летний дворец в Екатеринентале

Императорский летний дворец в Екатеринентале. Худ. Теодор Гельхаар. Около 1835. Художественный музей Эстонии

О популярности Кадриорга как современного морского курорта свидетельствуют и издававшиеся в XIX веке большими тиражами графические листы и альбомы, знакомящие с достопримечательностями Ревеля и окрестностей. На них запечатлен облик Кадриорга более чем столетней давности, ряд уже исчезнувших или перестроенных зданий, элегантно одетые отдыхающие. Отдельные графические листы выпускались и по случаю знаменательных событий, например, в связи с визитом Николая I вместе с тремя юными дочерями в июне 1832 года, что можно увидеть на раскрашенной литографии Теодора Гельхаара (Theodor Gehlhaar, 1805-1871). На балконе Кадриоргского дворца стоят царь, одетые в розовые платья великие княжны и свита, а перед дворцом скопилась толпа народа, явившаяся взглянуть на государя.

Хотя пик придворной курортной жизни в Кадриорге и пришелся на 1830-1840-е годы, слава «ревельских вод» держалась среди местных и приезжих (в основном петербургских) дачников до конца XIX столетия. На рубеже веков окрестности Кадриорга слились с городом и стали местом проживания зажиточных горожан.

Официальный статус Екатеринентальского дворца с течением времени неоднократно менялся. В XIX веке политический облик дворца как летней резиденции царей был понятен и понимаем однозначно - это символ царской власти, частично мифологизированный памятник Петру I в Таллине, но XX век по понятным причинам обернулся стремлением адаптировать образ дворца применительно к ценностям нового государства. После свержения царской власти в России в 1917 году и временного использования дворца в качестве штаба Ревельского Совета рабочих и солдатских депутатов в 1918 году хозяином дворца стала Эстонская Республика. В 1921-1929 годах во дворце обосновалось Таллинское общество Эстонского музея, предшественника Эстонского художественного музея. Вскоре в этой организации, поначалу специализировавшейся на сборе этнографических материалов, приоритетом стало коллекционирование произведений искусства. В 1927 году в музее, переименованном в Эстонский художественный музей, выставлялись произведения эстонского, остзейского, русского и западноевропейского искусства.

С 1929 года до событий лета 1940 года Кадриоргский дворец служил резиденцией главы Эстонского государства. В 1930-х годах во дворце было проведено несколько этапов ремонтных и реконструкционных работ с целью приспособить здание для выполнения новых функций. Самым крупным преобразованием 1930-х годов стала пристройка столовой и банкетного зала, когда была снесена полукруглая веранда времен Николая I. Банкетный зал спроектировал архитектор Александр Владовский (1876-1950), выпускник Петербургской Академии художеств, в моделировании ленных украшений интерьера участвовали эстонские скульпторы Яан Коорт (Jaan Koort, 1883-1935) и Юхан Раудсепп (Juhan Raudsepp, 1896-1984). Крыша банкетного зала была оформлена в виде балкона, который выходил в Цветочный сад, а обрамляла его балюстрада, вписывавшаяся во внешний облик барочного дворца.

К концу 1930-х годов весь Кадриоргский дворцовый ансамбль был преобразован в целостный административный городок. Так, по центральной оси дворца, на месте бывшего Миражеского пруда в Верхнем саду, было построено здание канцелярии главы государства (1937-1938, архитектор Алар Котли (Alar Kotli, 1904-1963); сейчас это резиденция президента Эстонской Республики), а территория Нижнего сада между дворцом и зданием канцелярии, т. е. Цветочный сад и Миражеская стена, обрела совершенно новый вид.

После Второй мировой войны дворец, числившийся за президиумом Верховного Совета Эстонской ССР, вновь передали в распоряжение художественного музея. До 1991 года он был главным зданием Эстонского художественного музея.

В 2000 году, после продолжительных реставрационных работ, дворец был вновь открыт уже как Кадриоргский художественный музей, где экспонируется коллекция произведений зарубежного искусства, хранящихся в Эстонском художественном музее: созданные в XVI-XX веках произведения живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства европейских и русских авторов.

Сегодня оба Кадриоргских дворца Петра являются центром притяжения как для туристов, так и для местных жителей - ценителей истории и искусства.