От Петра к Елизавете: библейская цитата панегирической проповеди в ее отношении к официальной идеологии эпохи

<< Содержание     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящей работе мы рассмотрели два периода в развитии русской официальной культуры: вторую половину правления Петра I (1710 – 1720-е гг.) и начало царствования Елизаветы Петровны (1741 – 1742-е гг.). В эти два периода церковное ораторское Слово являлось важной составляющей придворной культуры и было непосредственно вовлечено в строительство официальной идеологии. В центре нашего внимания была библейская цитата, ее репертуар и функция в проповедях, которые принадлежат двум означенным периодам.

Анализ слов Феофана Прокоповича, посвященных Полтавской победе, и проповедей Амвросия Юшкевича, написанных на коронацию Елизаветы Петровны, показал, что репертуар библейской цитаты в произведениях этих двух авторов значительно отличается. Если в Словах Феофана Прокоповича библейская цитата была связана с темой войны, то у Амвросия Юшкевича на первый план выходит прославление Богородицы. И если в 1710 – 1720 гг. основным источником цитат служило Священное Писание (Псалтирь, Ветхий и Новый заветы), то в 1742 г. эта роль переходит к литургическим текстам (богородичным Акафистам и службам).

Причины изменений тематикицитаты легко объяснимы. Они определяются, прежде всего, историческими (внешними) факторами двух разных эпох. Во-первых, в одном случае проповедник имел дело с правлением императора, в другом – с женским правлением, правлением императрицы. Во-вторых, Феофан описывал неудачи и победу Северной войны, Амвросий – путь к власти законной правительницы и восшествие ее на престол.

Причины эволюции источников не так однозначны. С одной стороны, источник был определен самой тематикой цитат. Так, в Библии тема Богородицы представлена более узко и менее разработана, чем в Богородичных службах и Акафистах, т.е. литургических текстах.

Но есть и другая существенная причина. В петровскую эпоху годовой круг официальных праздников (придворный календарь) еще только складывается, свое окончательное оформление он получает лишь в конце петровского царствования. Только после этого "огосударствлению" и идеологизации начинает подвергаться церковный календарь (то есть ситуация меняется принципиально по отношению к XVII веку, когда, напротив, церковный календарь подчинял себе официальный быт). Ко времени правления Елизаветы складываются все предпосылки для того, чтобы церковный календарь мог быть использован уже в качестве непосредственного контекста, который подчеркивает и объясняет значение событий имперского календаря (таких как восшествие на престол, коронация и проч.).

В отличие от репертуара цитаты, ее функция в памятниках официальной культуры практически не претерпела изменений. В 1710-е гг. усилиями Феофана Прокоповича складывается проповедь, в которой библейская цитата отсылает к Библии как историческому сочинению и, что особенно важно, - к историческим контекстам составления той или иной книги в целом или Псалма в отдельности.

В Словах елизаветинской эпохи мы можем проследить такую же закономерность: цитата Акафиста и богородичной службы отсылает к истории появления этих текстов, ведет к актуализации исторических контекстов службы, служба в Неделю Православия – очень яркий тому пример).

Наконец, концепция Промысла, представленная библейскими цитатами в Словах петровской и елизаветинской эпох, претерпевает тоже лишь небольшие и незначительные изменения. Мы можем говорить, скорее, о постепенном усложнении и детализации этой концепции. В целом же она остается центральной для официальной культуры на протяжении всего XVIII столетия и получает, во многом под влиянием панегирической проповеди, воплощение в произведениях самых различных жанров.


СПИСОК ЦИТИРОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Амвросий 1741
Амвросий (Юшкевич). Слово в высокоторжественный день рождения <…> императрицы Елизаветы Петровны всея России декабря 18 дня, 1741 года, проповеданное Амвросием архиепископом Новгородским в Санктпетербургской церкви ея величества. СПб., 1741.

Амфилохий
Амфилохий, архимандрит. Кондакарий в греческом подлиннике XII – XIII вв. по рукописи Московской Синодальной библиотеки № 437 с древнейшим славянским переводом кондаков и икосов, какие есть в переводе, и с приложением выписок кондаков и икосов из служебных греческих рукописных Миней с славянским древнейшим переводом и из славянских служебных Миней рукописных с греческим текстом и без оного и с разночтениями на обоих языках. М., 1879.

Арсений
Арсений Могилянский. Слово на день сретения чудотворныя иконы пресвятыя Богородицы Владимирския в высочайшее присутствие Ея священнейшаго Императрскаго Величества благочестивейшая самодержавнейшая христолюбивейшия нашея императрицы Елисаветы Петровны всея России проповеданное Московской императорской Академии грамматики учителем иеродиаконом Арсением Могилеанским. Во Владимирской церкви, что в Москве. 1742 года майа 21 дня. Печатано в Москве при Сенате.

Архангельский
Архангельский А. С. Литература петровского времени и ближайших десятилетий // Русская литература XVIII в. Казань, 1911.

Богданов
Богданов А.П. Московская публицистика последней четверти XVII века. М., 2001.

Булгаков
Булгаков С. В. Православие: праздники и посты. (Из «Настольной книги священно-церковно-служителей») М., 1994.

Быкова, Гуревич 1955
Быкова Т. А., Гуревич М. М. Описание изданий гражданской печати: 1708 - январь 1725 г. М.; Л., 1955.

Быкова, Гуревич 1958
Быкова Т. А., Гуревич М. М. Описание изданий напечатанных кириллицей: 1689 - январь 1725 г. М.; Л., 1958.

Гребенюк
Гребенюк В. П. Панегирические произведения первой четверти XVIII в. И их связь с петровскими преобразованиями // Панегерическая литература петровского времени. Русская старопечатная литература (XVI - первая четверть XVIII в.) / Сост. В.П. Гребенюк. М., 1979. С. 5- 38.

Гроций
Гуго Гроций. О праве войны и мира. М., 1956.

Гуковский
Гуковский Г. А. Русская литература XVIII в. Л., 1939.

Дъяченко
Полный церковно-славянский словарь. М., 1898. Сост. Протоиерей Григорий (Дъяченко).

Живов
Живов В. М. Язык и культура в России XVIII в. М., 1996.

Камень веры
[Стефан Яворский] Камень веры православным церкви святой сынам на утверждение и духовное созидание, претыкающимся же о камень претыкания и соблазна на восстание и исправление. М., 1728.

Карташев
Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1991. Т. 2.

Кирилл
Кирилл Флоринский. Слово в высокоторжественный день рождения <...> проповеданное архимандритом Иконоспасским Кириллом Флоринским в Успенском соборе в Москве 1741 года декабря 18 дня. Спб., 1741

Кочеткова
Кочеткова Н. Д. Ораторская проза Феофана Прокоповича и пути формирования литературы классицизма // XVIII век. Сб. 9. Л., 1974. С. 50-80.

Крылов
Крылов С. Б. От научного редактора // Гуго Гроций. О праве войны и мира. М., 1956.

Кузьмин
Кузьмин А. И. Северная война в проповедях Феофана Прокоповича // От «Слова о полку Игореве до Тихого Дона». Сб. статей к 90-летию Н.К.Пиксанова. Л., 1969. С. 274-281.

Кутина
Кутина Л. Л. Феофан Прокопович. Слова и речи. Лексико-стилистическая характеристика // Литературный язык XVIII века. Проблемы стилистики. Л., 1982. С. 5-51.

Ломоносов, VIII
Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М., 1959. Т.8.

Лопухин I-IV
Лопухин А. П. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета (Издание преемников А.П.Лопухина). М., 1982. Т. 1. Кн. 4.

Маркелл 1741
Маркелл Радышевский. Слово в день Рождества <...> проповеданное декабря 26 дня 1741 года Маркеллом архимандритом Новгородского Юрьевского монастыря, который ныне епископом Карельским. Спб., 1741.

Обстоятельное описание
Амвросий (Юшкевич). Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного вшествия в царствующий град Москву и священнейшего коронования <…> Елизавет Петровны. СПб., 1744.

Пекарский, I, II
Пекарский П. П. Наука и литература при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 1-2.

Погосян, Сморжевских,
Погосян Е., Сморжевских М. «Я деву в солнце зрю стоящу...» (апокалептический сюжет и формы исторической рефлексии: 1695-1742 гг.) // Studia russica Helsingiensia et Tartuensia VIII. История и историософия в литературном преломлении. Тарту, 2002. С. 2-36.

Попов
Попов Н. Придворные проповеди в царствование Елизаветы Петровны // Летописи русской литературы и древности. 1859. Кн. 1. С. 1-32.

Прокопович
Феофан Прокопович. Сочинения. М., Л., 1961.

Пьесы школьных театров
Пьесы школьных театров Москвы. Ранняя русская драматургия (XVII- первая половина XVIII в.). М., 1974.

Серебрякова
Серебрякова М.С. Традиции исполнения Акафиста Богородице и стенопись Ферапонтова монастыря // ТОДРЛ. T. 44. Л., 1990. С. 433-442.

Серман
Серман И. З. Литературно-эстетические интересы и литературная политика Петра I // XVIII век. Сб. 9. Л., 1974.

Серман 1962
Серман И. З. Поэзия Ломоносова в 1740 – е годы // XVIII век. М.; Л., 1962. Сб. 5. С. 33-69.

Толкование
Отца нашего Андрея архиепископа Кесарийского толкование на Апокалипсис. Киев, 1625.

Чистович
Чистович И. Феофан Прокопович и его время. Спб., 1868.

Шафиров
Шафиров П. П. Рассуждение какие законные причины его царское величество Петр I к начатию войны против короля Карола XII Шведского 1770 году имел. Спб., 1717.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Источники.

1. Акафисты Пресвятой Богородице. М., 1897.

2. Амвросий (Юшкевич). Слово в высокоторжественный день рождения <…> императрицы Елизаветы Петровны всея России декабря 18 дня, 1741 года, проповеданное Амвросием архиепископом Новгородским в Санктпетербургской церкви ея величества. СПб., 1741.

3. Амвросий (Юшкевич). Обстоятельное описание торжественных порядков благополучного вшествия в царствующий град Москву и священнейшего коронования <…> Елизавет Петровны. СПб., 1744.

4. Арсений Могилянский. Слово на день сретения чудотворныя иконы пресвятыя Богородицы Владимирския в высочайшее присутствие Ея священнейшаго Императрскаго Величества благочестивейшая самодержавнейшая христолюбивейшия нашея императрицы Елисаветы Петровны всея России проповеданное Московской императорской Академии грамматики учителем иеродиаконом Арсением Могилеанским. Во Владимирской церкви, что в Москве. 1742 года майа 21 дня. Печатано в Москве при Сенате.

5. Гавриил Бужинский. Проповеди 1717 – 1727 гг. Юрьев, 1901.

6. Гуго Гроций. О праве войны и мира. М., 1956.

7. Журнал придворной конторы, с 1734 г. на знатные при дворе ея императорского величества оказии. М., 1739.

8. [Императрица Елизавета Петровна.] Указы (1741 – 1745 гг.). СПб. 1843.

9. Календарь или месяцослов на лето от рождества Господа нашего Иисуса Христа 1713–1741. [Спб.], 1713–1740.

10. Кирилл Флоринский. Слово в высокоторжественный день рождения <...> проповеданное архимандритом Иконоспасским Кириллом Флоринским в Успенском соборе в Москве 1741 года декабря 18 дня. Спб., 1741.

11. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М., 1959. Т.8.

12. Маркелл Радышевский. Слово в день Рождества <...> проповеданное декабря 26 дня 1741 года Маркеллом архимандритом Новгородского Юрьевского монастыря, который ныне епископом Карельским. Спб., 1741.

13. Минея общая. М., 1711.

14. Минея общая. М., 1724.

15. Минея общая. М., 1741.

16. Минея общая. М., 1755.

17. Триодь цветная. М., 1755.

18. Опись высочайшим указам и повелениям, хранящимся в Санктпетербургском Сенатском архиве за XVIII в. Т. III. 1740-1762. Сост. П. Баранов. Спб., 1878.

19. Опись именнным высочайшим указам и повелениям царствования императора Петра Великого. 1704 – 1725. СПб. 1872.

20. Отца нашего Андрея архиепископа Кесарийского толкование на Апокалипсис. Киев, 1625.

21. Петр Гребеневский. Слово в высокоторжественный день коронации <...> Петропавловского собора священником Петром Гребневским. В Санктпетербурге 1742 года апреля 25 дня. Спб., 1742.

22. Письма и записки императрицы Елизаветы Петровны. СПб. 1843.

23. Платон Петрункевич. Слово при высочайшем присутствии <…> Елисаветы Петровны Самодержавнейшия монархини всея России проповеданное в викториальный день восприятия Высокославнейшим монархом Петром великим победы под Полтавою. В церкве преподобного Самсона странноприимца в Санктпетербурге святейшаго правительствующаго Синода Владимирским рождественским архимандритом Платоном Петрункевичем 1743 года.

24. Полное собрание законов Российской империи. Серия I. Спб., 1830. Т. VIII - XII.

25. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного вероисповедания Российской империи. СПб., 1773.

26. Санктпетербургский календарь на лето от Рождества Христова 1743. Спб., 1742.

27. Сказание, что содеяшася в дому Пресвятыя Живоначалныя Троица и како заступлением Пресвятыя Богородица и за молитв великих чудотворцов Сергиа и Никона избавлена бысть обитель сия от полских и литовских людей и русских изменников. Того же келаря инока Авраамия Палицына // ПЛДР. Конец XVI – начало XVII вв. М., 1987.

28. Тредиаковский В. К. Ода приветственная всемилостливейшей государыне императрице самодержице всероссийской Анне Иоанновне в день отправляющегося торжества то есть 19 генваря для радостного всем нам восшествия ее величества на всероссийский престол. Спб., 1733.

29. Тредиаковский В. К. Панегирик, или солво похвальное всемилостивейшей государыне императрице самодержице всероссийской Анне Иоанновне. СПб., 1732.

30. [Феофилакт Лопатинский]. Служба благодарственная, Богу в Троице святой славимому, о великой Богом дарованной победе <…> содеянной под Полтавою [М., 1709].

31. Феофан Прокопович. Сочинения. М., Л., 1961.

32. Шафиров П. П. Рассуждение какие законные причины его царское величество Петр I к начатию войны против короля Карола XII Шведского 1770 году имел. Спб., 1717.

33. [Стефан Яворский] Камень веры православным церкви святой сынам на утверждение и духовное созидание, претыкающимся же о камень претыкания и соблазна на восстание и исправление. М., 1728.


Исследования.

34. Агеева О. Г. Общественная и культурная жизнь Петербурга первой четверти ХVIII века. Автореф. дисс. М., 1991.

35. Агеева О. Г. "Величайший и славнейший более всех градов в свете" – град святого Петра. Петербург в русском общественном сознании начала XVIII века. Спб., 1999.

36. Алексеев А. А. Из истории общественно-политической лексики петровской эпохи // XVIII век. Сб. 9. Л., 1974. С. 313-316.

37. Амфилохий, архимандрит. Кондакарий в греческом подлиннике XII – XIII вв. по рукописи Московской Синодальной библиотеки № 437 с древнейшим славянским переводом кондаков и икосов, какие есть в переводе, и с приложением выписок кондаков и икосов из служебных греческих рукописных Миней с славянским древнейшим переводом и из славянских служебных Миней рукописных с греческим текстом и без оного и с разночтениями на обоих языках. М., 1879.

38. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. Л., 1989.

39. Анисимов Е. В. Россия без Петра. Спб., 1994.

40. Архангельский А. С. Литература петровского времени и ближайших десятилетий // Русская литература XVIII в. Казань, 1911.

41. Берков П. Н. Итоги, проблемы и перспективы изучения русской литературы XVIII века // XVIII век. Сб. 3. М.; Л., 1958. С. 7-24.

42. Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л., 1991.

43. Боброва Е .И. Библиотека Петра I. Указатель-справочник. Л., 1978.

44. Богданов А. П. Московская публицистика последней четверти XVII века. М., 2001.

45. Булгаков С. В. Православие: праздники и посты. (Из «Настольной книги священно-церковно-служителей») М., 1994.

46. Быкова Т. А., Гуревич М. М. Описание изданий гражданской печати: 1708 - январь 1725 г. М.; Л., 1955.

47. Быкова Т. А., Гуревич М. М. Описание изданий напечатанных кириллицей: 1689 - январь 1725 г. М.; Л., 1958.

48. Быкова Т. А., Гуревич М. М, Козинцева Р. И. Описание изданий, напечатанных при Петре I. Сводный каталог. Дополнения и приложения. Л., 1972.

49. Винтер Е. Феофан Прокопович и начало русского просвещения // XVIII век. Сб. VII. Л., 1966. С. 43-50.

50. Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I. Изд. АН СССР. 1945.

51. Гребенюк В. П. Обзор произведений панегерического содержания первой четверти XVIII в. // Панегерическая литература петровского времени. Русская старопечатная литература (XVI - первая четверть XVIII в.) / Сост. В.П. Гребенюк. М., 1979. С. 5- 38.

52. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII в. Л., 1939.

53. Гуковский Г. А. Русская литературно-критическая мысль в 1730 – 1750-е годы // XVIII век. Сб. 5. М.; Л., 1962. С. 98-128.

54. Гурвич Г. "Правда воли монаршей" и ее западно-европейские источники. Юрьев, 1915.

55. Елеонская А. С. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII века. М., 1990.

56. Еремин И.П. К вопросу о стихотворениях Феофана Прокоповича // ТОДРЛ. М.; Л., 1960. Т. 16.

57. Живов В. М. Культурные реформы в системе преобразований Петра I // Из истории русской культуры. Т. 3. (XVII – начало XVIII века). М., 1996. С. 536-583.

58. Живов В. М. Язык и культура в России XVIII в. М., 1996.

59. Забелин И. Е. Домашний быт русских царей в XVI XVII столетии. М., 1990.

60. Зернова А. С., Каменева Т. Н. Сводный каталог русской книги кирилловской печати 18 века. М., 1968.

61. Империя после Петра (1725-1765). М., 1998.

62. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1991. Т. 2.

63. Кириченко Е. Священная топонимика российских столиц: взаимосвязь и взаимовлияние // Россия. Культурные практики в идеологической перспективе. XVIII – начало XX в. М., 1999. С. 20-35.

64. Кочеткова Н. Д. Ораторская проза Феофана Прокоповича и пути формирования литературы классицизма // XVIII век. Сб. 9. Л., 1974. С. 50-80.

65. Кузьмин А. И. Военная тема в литературе петровского времени // XVIII век. Сб. 9. Л., 1974. С. 168–183.

66. Кузьмин А. И. Северная война в проповедях Феофана Прокоповича // От «Слова о полку Игореве до Тихого Дона». Сб. статей к 90-летию Н.К.Пиксанова. Л., 1969. С. 274-281.

67. Кутина Л. Л. Феофан Прокопович. Слова и речи. Проблема языкового типа // Язык русских писателей XVIII века. Л., 1981. С. 7-46.

68. Кутина Л. Л. Феофан Прокопович. Слова и речи. Лексико-стилистическая характеристика // Литературный язык XVIII века. Проблемы стилистики. Л., 1982. С. 5-51.

69. Лахманн Р. Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и понятие поэтического. СПб. 2001.

70. Лебедева О. Б. История русской литературы XVIII века.М., 2000.

71. Лихачев Д. С. Аспекты вечности в проповеднической литературе // Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. СПб., 1997.

72. Лопухин А.П. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета (Издание преемников А.П. Лопухина). М., 1982.

73. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. Отзвуки концепции "Москва – третий Рим" в идеологии Петра Первого. (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) // Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1993. Т. 3. С. 201-212.

74. Луппов С. П. Книга в России в первой четверти XVIII в. Л., 1973.

75. Лурье Я. С. Россия древняя и Россия новая. СПб., 1997.

76. Мартынов И. Ф. Три редакции "Службы благодарственной о великой победе под Полтавой" // XVIII век. Сб. 9. Л., 1974. С. 139-148.

77. Михельсон Т. Н. Живописный цикл Ферапонтова монастыря на тему Акафиста // ТОДРЛ. М.; Л., 1966. Т. 22. С. 145-155.

78. Настольная книга церковносвященнослужителя. М., 1977.

79. Николаев С. И. Литературная культура Петровской эпохи. СПб., 1996.

80. Обзор русской духовной литературы 1720 – 1858 гг. Чернигов, 1863.

81. Орлов П. А. История русской литературы XVIII в. М., 1991.

82. Павленко Н. И. Петр Великий. М., 1990.

83. Панегерическая литература петровского времени. Русская старопечатная литература (XVI - первая четверть XVIII в.) // Сост. В.П. Гребенюк. М., 1979.

84. Панченко А. М. Два этапа русского барокко // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 36-46.

85. Панченко А. М. История и вечность в системе культурных ценностей русского барокко // ТОДРЛ. Т. 34. Л., 1979. С. 189-199.

86. Панченко А. М. О смене писательского типа в петровскую эпоху // XVIII век. Сб. 9. Л., 1974. С. 112-128.

87. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

88. Панченко А. М. Начало петровской реформы: идейная подоплека // Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII века. XVIII век. Сб. 16. Л., 1989. С. 5-16.

89. Панченко А. М. Церковная реформа и культура петровской эпохи // XVIII век. Сб. 17. СПб., 1991. С. 3-16.

90. Пекарский П. П. Наука и литература при Петре Великом. СПб., 1862. Т. 1-2.

91. Пештич С. Л. Русская историография XVIII века. Л., 1961. Ч. 1.

92. Погосян Е. А. Восторг русской оды и решение темы поэта в русском панегирике 1730-1762 гг. Тарту, 1997.

93. Погосян Е. А. Петр I – архитектор российской истории. СПб., 2001.

94. Погосян Е., Сморжевских М. «Я деву в солнце зрю стоящу...» (апокалептический сюжет и формы исторической рефлексии: 1695-1742 гг.) // Studia russica Helsingiensia et Tartuensia VIII. История и историософия в литературном преломлении. Тарту, 2002. С. 2-36.

95. Поздеева И. В. Русские литургические тексты как источник изучения русской государственной идеологии XVII века. (К постановке вопроса) // Иследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984. С. 24-37.

96. Позднев А. В. Песнь о взятии Азова в 1696 г. // ТОДРЛ. М.; Л., 1954. Т. 10. С. 354 – 362.

97. Полный церковно-славянский словарь. М., 1898. Сост. Протоиерей Григорий (Дъяченко).

98. Попов Н. Придворные проповеди в царствование Елизаветы Петровны // Летописи русской литературы и древности. 1859. Кн. 1. С. 1-32.

99. Попов А. Н. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. М., 1872.

100. Почетная В. В. Петровская тема в ораторской прозе начала 1740-х гдов // XVIII век. Сб. 9. М.; Л., 1962. С. 331-337.

101. Пумпянский Л. В. Очерки по литературе первой половины XVIII в. // XVIII век. Сб. Статей и материалов. М.; Л., 1935. С. 83-132.

102. Пьесы школьных театров Москвы. Ранняя русская драматургия (XVII- первая половина XVIII в.). М., 1974.

103. Пьесы столичных и провинциальных театров первой половины XVIII в. М., 1975.

104. Пыляев М. И. Старый Петербург. М., 1997.

105. Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. Описание фейерверков и иллюминаций. 1674–1891 гг. Спб., 1903.

106. Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М., 1974.

107. Робинсон А. Н. Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII – начала XVIII в. М., 1989.

108. Русская литература на рубеже двух эпох (XVII – начало XVIII в.) М., 1971.

109. Русская старопечатная литература XVI - первая четверть XVIII в. М., 1987.

110. Савельева Е. А. Переводные исторические труды в России в XVIII в. // Рукописная и печатная книга в России. Проблемы создания и распространения. Л., 1988.

111. Сазонова Л. И. От русского панегирика XVII в. к оде М.В. Ломоносова // Ломоносов и русская литература. М., 1987. С. 103-126.

112. Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко (вторая половина XVII – начало XVIII в.). М., 1991.

113. Сводный каталог русской книги XVIII в. 1725 – 1800. М., 1962.

114. Серебрякова М.С. Традиции исполнения Акафиста Богородице и стенопись Ферапонтова монастыря // ТОДРЛ. T. 44. Л., 1990. С. 433-442.

115. Серман И. З. Поэзия Ломоносова в 1740 – е годы // XVIII век. М.; Л., 1962. Сб. 5. С. 33-69.

116. Серман И. З. Литературно-эстетические интересы и литературная политика Петра I // XVIII век. Сб. 9. Л., 1974.

117. Серов Д. О. Строители империи. Очерк государственной и криминальной деятельности сподвижников Петра I. Новосибирск, 1996.

118. Смирнов В. Г. Феофан Прокопович. М., 1994.

119. Соколов А. Н. О поэтике Феофана Прокоповича // Проблемы современной филологии. Сб. Статей к семидесятилетию ак. В.В.Виноградова. М., 1965. С. 443-449.

120. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1962 - 1963. Кн. 8-9. Т. 14-21.

121. Софронова Л. А. Несколько замечаний о поэтике барокко // Поэтика славянского театра XVII – первой половины XVIII в. Польша, Украина, Россия. М., 1981. С. 11-27.

122. Стенник Ю. В. Эстетическая мысль в России XVIII в. // XVIII век. Л., 1968. Сб. 15. Русская литература XVIII века в ее связях с искусством и наукой. С. 37-51.

123. Толковая Библия или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового заветов. Издание преемников А. П. Лопухина. М., 1998.

124. Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

125. Успенский Б. А. Царь и патриарх. Харизма власти в России. (Византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998.

126. Успенский Б. А. Древнерусское богословие: проблема чувственного и духовного опыта (представления о рае в середине XIV в.) // Русистика, славистика, индоевропеистика: Сб. к 60-летию А.А. Зализняка. М., 1996. С. 105-151.

127. Устрялов Н. История царствования Петра Великого. Спб., 1858. Т. 1–2.

128. Филарет, архиепископ Харьковский. История русской церкви: период четвертый. Период патриаршества (1588 – 1720). М., 1857.

129. Флоровский А. В. Латинские школы в России в эпоху Петра I // XVIII век. М.; Л., 1962. Сб. 5. С. 316-335.

130. Чистович И. Феофан Прокопович и его время. Спб., 1868.

131. Энглунд П. Полтава. Рассказ о гибели одной армии. М., 1995.

132. Wortman, R. S. Scenarios of Power. Myth and Ceremony in Russian Monarchy. V.1. Prinstone University Press, 1995.

133. Butler William E. P.P. Shafirov and the Law of Nations // P.P. Shafirov/ A Discourse Concerning the Just Causes of the War between Sweden and Russia: 1700-1721. Oceana Publications, Dobbs Ferry, N.Y., 1973. P. 1-39.

134. Hughes, L. Russia in the Age of Peter the Great. Yale University Press. New Haven and London, [1998].

135. Hughes, L. The Petrine Year: Anniversaries and Festivels in the Reign of Peter I (1682–1725) // Festive Culture in Germany and Europe from the Sixteenth to the Twentieth Century. Lewiston; Queenston; Lampeter, [2000]. P. 149–168.


<< Содержание