Ингерманландия, Эстляндия и Лифляндия в церковном панегирике Петровской эпохи

Ingerimaa, Eestimaa ja Liivimaa Peeter I ajastu kirikupanegüürikas

Ingermanlandia, Estlandia and Livonia in a Church Panegyric of the Petrine Era

скачать...

<< Содержание

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ В РАБОТЕ

BUTLER, W. E. 1973. P.P. Shafirov and the Law of Nations. – P.P. Shafirov. A Discourse Concerning the Just Causes of the War between Sweden and Russia: 1700-1721. N.Y : Oceana Publications, Dobbs Ferry, 1–39

FERRARI, F. 1697. Novum lexicon Geographicum. Patavii: Jacobi de Cadorinis.

IVASK, M., SINJAKOVA G. 2005. Narva religioonielu ajaloost. Narva: Narva museum.

KALJUNDI, J. 2000. Tallina Issandamuutmise Peakiriku ikonostaas: Ajalooline ülevaade. Tallinn: Eesti Apostlik-Õigeusu Kiriku Tallinna Issanda Muutmise kogudus.

KALJUNDI, J. 2005. Tallina Issandamuutmise Peakiriku ikonostaas – Eesti kunsti ajalugu 2. 1520-1770. Tallinn: Eesti kunstiakadeemia,.434–439.

KARJAHÄRM, T. 2006. Vana Narva: Ehitised ja inimesed=Старая Нарва: здания и люди. Tallinn: Argo

KUUSKEMAA, J. 2010. Lossi-ja pargiansambli rajamine. Kadriorg: lossi lugu. Tallinn: Eesti Kunstimuuseum, Kadrioru Kunstimuuseum, 25-109.

LILLEPRUUN, M. 2010. Tallinna Issanda Muutmise Peakirik: eksterjöör ja interjöör. Magistritöö. Eesti Kunstiakadeemia, Kunstikultuuri teaduskond, Muinsuskaitse ja restaureerimise osakond. Tallinn.

PLAAT J., MAASIK A. 2011. Православные церкви, монастыри и часовни Эстонии. Tallinn: Eesti Kunstiakadeemia.

POGOSJAN J., SMORZHEVSKIHH-SMIRNOVA M. 2011. Peter I's Icon from St Nicholas Church in Tallinn: Iconography and Ideology. Kunstiteaduslikke Uurimusi. Studies on Art and Architecture. Studien fűr Kunstwissenschaft. 20/1-2. Tallinn : Eesti Kunstiteadlaste Ühing, 191-208.

SIMSON, S. 2010. Tallinna Issanda Muutmuse peakiriku ikonostaas. Tallinn: AnnoDomini.

АДРУГ, А. 2006. Чудотворна iкона «Iллiнскоï Богоматерi». Чернiгiв.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ, А. С. 1911. Литература петровского времени и ближайших десятилетий // Русская литература XVIII в. Казань.

БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ, Д. Н. 1836. Словарь достопамятных людей Русской земли. Москва: Типография Августа Семена.

БЕЛОВОЛОВ 2003 = Священник Геннадий Беловолов. 2010. Сказание о Нарвской иконе Божией Матери. Санкт-Петербург: Леушинское Подворье.

БИБЛИОТЕКА ПЕТРА I. 1978. Указатель-справочник. Сост. Е.И. Боброва. Библиотека Академии наук. Л: Академия Наук СССР. Библиотека.

БИБЛИЯ. 1663. Москва.

БОГДАНОВ, А. П., БУГАНОВ, В. И. 1983. Памятники общественно-политической мысли в России конца XVII века: литературные панегирики. Москва: Институт истории АН СССР

БОГДАНОВ А.П. 2001. Московская публицистика последней четверти XVII века. Москва: Институт российской истории РАН

БОГОСЛОВСКИЙ, М. М. 1948. Петр I. Материалы для биографии. т. IV. Москва: ОГИЗ.

БОРИН, В. 1914. Два памятника иконографии XVII и XVIII в.: икона Азовской Богоматери и прописи к ней // Светильник. № 8. 3–12.

БРУИН, К. ДЕ. 1873. Путешествие через Московию Корнелия де Бруина. Перевод с французского П.П. Барсова, проверенный по голландскому подлиннику О.М. Бодянским. Москва: Университетская типография (Катков и К) на Страстном бульваре.

БРЮСОВА, В. Г. 1984. Русская живопись XVII века. Москва: Искусство.

БУРЕНКОВА, Е. В. 2000. Азовская икона Божией Матери – Православная энциклопедия. т. I. Москва. с. 337.

БУСЕВА-ДАВЫДОВА, И. Л. 1999. Иконостас Петропавловского собора в Петербурге (опыт истолкования иконографической программы) – Искусствознание. 2/99. Москва: Государственный институт искусствознания. 510–529.

БУСЕВА-ДАВЫДОВА, И. Л. 2001. Иконостас Петропавловского собора в Петербурге: к истолкованию иконографической программы – Петр Великий – реформатор России. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. т. XIII. Москва. 160–166.

БУХАРКИН, П. Е. 2010. Торжественное красноречие петровской эпохи: барочное слово между Церковью и Империей –Окказиональная литература в контексте праздничной культуры России XVIII века. Под ред. П. Бухаркина, У. Екуч и Н. Кочетковой. Санкт-Петербург: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. 19-32.

БЫКОВА, Т. А., ГУРЕВИЧ М. М. 1955. Описание изданий гражданской печати: 1708 – январь 1725 г. М–Л: Издательство АН СССР.

БУСЕВА-ДАВЫДОВА, И.Л. 2001. иконостас Петропавловского собора в Петербурге: к истолкованию иконографической программы – Петр Великий – реформатор России. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. Москва. Т.XIII. 160-166.

ВЕБЕР. 1872 = Записки Вебера. Русский архив. № 6.

ВЕДОМОСТИ. 1710 = Ведомости. Москва. 1710. № 6–7

ВИЛЬБУА, Ф. 1992. «Рассказы о российском дворе». Вопросы истории 12.

ВОЕННО-ПОХОДНЫЙ ЖУРНАЛ. 1871 (с 3 июня 1701-го года по 12 сентября 1705 года) генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева.

ГИЗЕН, I. 1787. Журнал Государя Петра I. с 1695 по 1709. сочиненный Бароном Гизеном – Собрание разных записок и сочинений, служащих к доставлению полнаго сведения о жизни и деяниях Государя Императора Петра Великаго. Изданное трудами и иждивением Феодора Туманскаго. Спб. ч. 3

ГИСТОРИЯ СВЕЙСКОЙ ВОЙНЫ. 2004 = Гистория свейской войны (Поденная записка Петра Великого) Вып. 1. Сост. Т.С. Майкова.. Памятники исторической мысли. Москва: Российская Академия Наук.

ГРАБАРЬ, И. Э. 1954. И.П. Зарудный и московская архитектура первой четверти XVIII в. – Русская архитектура первой половины XVIII века. Исследования и материалы. Под редакцией академика И.Э.Грабаря. Москва: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. 40–50.

ГРЕФЕНГАГЕН 1879 Осада и сдача Ревеля в 1710 г. — Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Том II. Отделение II. Материалы и статьи по древней истории Прибалтийского края в XVIII и XIX столетиях. Рига.

https:////www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Skandinav/Sweden/Sdacha_Revelja_1710/text.phtml?id=5332

ГУЗЕВИЧ, Д., ГУЗЕВИЧ, И. 2008. Великое посольство. Рубеж эпох, или Начало пути. 1697-1698. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин.

ГУСЕВ, И. Н. 2010. Петр Великий и Рига. Рига: Zoriks.

ДЕМИН, А. С. 1974. Эволюция московской школьной драматургии — Пьесы школьных театров Москвы. Ранняя русская драматургия (XVII - первая половина XVIII в.). Москва: Наука.

ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ. 1700. Книги житий святых. Март, апрель, май. Киев.

ДУРОВ, В. А. 1977. Наградные медали России первой четверти XVIII в. —Нумизматический сборник ГИМ. вып. 49. 4.5. вып. 2. Москва. 4–146.

ЕРЕМИН, И. П. 1961. Слово на погребение Петра Великого — Феофан Прокопович. Сочинения. М.–Л.: Издательство Академии Наук СССР. 472–473.

ЖЕЛЯБУЖСКИЙ, И.А. 1840. Записки Желябужского с 1682 по 2 июля 1709 (сост. Языков Д. И.). Санкт-Петербург: Императорская академия наук.

ЖИВОВ, В. М. 1996. Язык и культура в России XVIII в. Москва: Школа "Языки русской культуры".

ЖИВОВ, В. М. 2002. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. Москва: Языки славянской культуры.

ЖУРНАЛ 1704 = Поденая записка или журнал воинскаго и инаго поведения 1704 года, генваря с 1 числа. Санкт-Петербург. 1853.

ЖУРНАЛ 1705 = Походный журнал 1705 г. Санкт-Петербург. 1854.

ЖУРНАЛ 1706 = Походные журналы 1706, 1707, 1708 и 1709 гг. Санкт-Петербург. 1854.

ЖУРНАЛ 1706-А = Походные журналы 1706, 1707, 1708 и 1709 гг. (вторая пагинация). Санкт-Петербург. 1854.

ЖУРНАЛ 1708 = Походный журнал 1708 г. Санкт-Петербург. 1854.

ЖУРНАЛ 1710 = Походный журнал 1710 г. Санкт-Петербург. 1854.

ЖУРНАЛ 1711 = Походный журнал 1711 г. Санкт-Петербург. 1854.

ЖУРНАЛ ШЕРЕМЕТЕВА 1871 = Военно-походный журнал (с 3 июня 1701 года по 12 сентября 1705 года) генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, посланного по высочайшему повелению в Новгород и Псков для охранения тех городов и иных тамошних мест от войск Шведского короля. – Материалы Военно-Учёного Архива Главного Штаба. Санкт-Петербург.

ЗАОЗЕРСКИЙ, А. И. 1989. Фельдмаршал Б.П. Шереметев. Москва: Наука.

ЗВЕЗДИНА, Ю. Н. 2002. Икона «богоматерь Ильинская Черниговская»: некоторые особенности аллегорической программы 1696 г. – Музей. Общество. Религия: аспекты взаимодействия. К 70-летию Государственного музея истории религии. Материалы IX Санкт-Петербургских религиоведческих чтений. Санкт-Петербург. 28–30.

ЗВЕЗДИНА, Ю. Н. 2008. Образ Богоматери Ильинской Черниговской в росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле и аллегорические гравюры киевской печати – XII Научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой. Ярославль. 35–42.

ЗВЕЗДИНА, Ю. Н. 2011. Отражение Азовской победы в аллегорических клеймах иконы «Богоматерь Ильинская Черниговская» 1696 года – Макариевские чтения. Вып. 18: «Воинство земное – воинство небесное». Можайск. 226–234.

ЗЕЛОВ, Д. Д. 2002. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII – первой половины XVIII века. История триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы. Москва: ЛКИ.

ЗИТЦЕР, Э. 2008. Царство Преображения: Священная пародия и царская харизма при дворе Петра Великого. Москва: Новое литературное обозрение.

ИВАНЦОВ-ПЛАТОНОВ. 1880. = Прот. Иванцов-Платонов. Предисловие – Сочинения Ю. Ф. Самарина. Москва. Т. 5. 7–35 (первая пагинация)

ИКОННИКОВ, М. Т. 1889. Православная церковь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского в г. Ревеле. Ревель.

ИСТОМИН, К. 1989. «Книга любви знак в честен брак» Москва: Книга.

ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ. 1893. = Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии. Вып. 1.

КАБИНЕТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО. 1710. Российский государственный архив древних актов. Отд. II, кн. 11. Ф.9.

КАДРИОРГСКИЙ ДВОРЕЦ. КАДРИОРГСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ 2008. Сост. Кади Полли. Таллинн: Художественный музей Эстонии.

КАРПИНСКИЙ, К. 1913. Сведения об иконе Божией Матери Троицко-Ильинской Черниговской, поднесенной, по взятии Азова в 1696 году, императору Петру Великому // Вера и жизнь. № 13. Чернигов. 45 – 55.

КАРТАШЕВ, А. В. 1991. Очерки по истории русской церкви. Москва. Т. 2.

КАТАЛОГ "КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ ПАТЕРИК». 2006. = Киево-Печерский патерик. У истоков русского монашества. Каталог. ЦмиАР. Москва. кат. № 51

КИРПИЧНИКОВ, А. Н., САПКОВ, В. М. 1979. Крепость Орешек. 2-е издание. Л: Лениздат.

КИСЕЛЕВА, М. 2011. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII – начала XVIII века: от древнерусской книжности к европейской учености. Москва: Прогресс-традиция.

КНИГА МАРСОВА 1766 = Книга Марсова или воинских дел от войск царского величества российских во взятии фортификацей и на разных местах храбрых баталий учиненных над войски его королевскаго величества свейскаго. С перваго санктпетербургскаго 1713 года издания вторым тиснением напечатанная. Санкт-Петербург.

КОНДАКОВ, Н. П. 1915. Иконография Богоматери. Пг.. т. II.

КОНДАКОВ, Н. П. 1933. Русская икона. Прага. т. IV.

КОРМАШОВ, О. 2011. Иконостас конца XVII века в церкви Святого Николая Чудотворца – Искусство иконы Эстонии. Каталог. Таллинн: Кадриоргский художественный музей. 50–69.

КОЧЕНОВСКИЙ, О. 1991. Нарва. Градостроительное развитие и архитектура. Таллинн: Валгус.

КОЧЕТКОВА, Н. Д. 1974. Ораторская проза Феофана Прокоповича и пути формирования литературы классицизма –XVIII век. Сб. 9 М-Л.: Издательство АН СССР. 50-80

КРОЛЛЬ, В. 2010. Эмблематика и топика в панегириках Стефана Яворского – Окказиональная литература в контексте праздничной культуры России XVIII века. Под ред. П. Бухаркина, У. Екуч и Н. Кочетковой. Санкт-Петербург: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. 55–76.

КУЗЬМИН, А. И. Военная тема в литературе петровского времени XVIII век. Сб. 9 М-Л.: Издательство АН СССР. 168–183

КУЗЬМИНА, В. Д. 1974. Статья-комментарий к пьесе «Страшное изображение втораго пришествия». — Пьесы школьных театров Москвы. Ранняя русская драматургия (XVII — первая половина XVIII в.). Москва: Наука.

КУРАКИН 1890 = Бумаги князя Б. И. Куракина, 1676-1727 – Архив князя Ф.А. Куракина. Кн. I. Санкт-Петербург.

КУРБАТОВ, О. А. 2002. Русско-шведская война 1656-58 гг.: проблемы критики военно-исторических источников — Россия и Швеция в средневековье и новое время: архивное и музейное наследие. Москва. 150—166.

КУРБАТОВ, О. А. 2009. Рижский поход царя Алексея Михайловича 1656 г.: Проблемы и перспективы исследования — Проблемы социальной и политической истории России: Сборник научных статей. Ред. Р. Г. Пихоя. Москва. 83 — 88.

КУСКОВ, В. В. 1974. «Торжество мира» — Пьесы школьных театров Москвы. Ранняя русская драматургия (XVII — первая половина XVIII в.). Москва: Наука. 494-495.

ЛАЙДРЕ, М. 2010. Северная война и Эстония: Тарту в годину испытаний (1700-1708). Таллинн: Argo.

ЛАХМАНН, Р. 2001. Демонтаж красноречия. Риторическая традиция и понятие поэтического. Санкт-Петербург

ЛЕВИНА, М. 2010. О культурном наследии сакрального искусства и архитектуры города Риги – Наследие сакрального искусства и архитектуры Риги. Рига: Нептунус. 9–28.

ЛЕСМЕНТ, В. 2012. Госпожа Эстонии – Загадки Старого города. Таллинн: Aleksandra.

ЛИСАЕВИЧ, И. И. 1986. Доменико Трезини. Л.

ЛИХАЧЕВ, Н. П. 1891. Бумага и древнейшия бумажныя мельницы в Московском Государстве. Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии Наук.

ЛОПУХИН, А. П. 1904. Толковая Библия, или комментария на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго заветов. С иллюстрациями. Под ред. А.П. Лопухина. Петербург. т.1.

ЛОПУХИН, А. П. 1907. Толковая Библия, или комментария на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго заветов. С иллюстрациями. Издание преемников А.П. Лопухина. Петербург. т.4.

ЛОПУХИН, А. П. 1912. Толковая Библия, или комментария на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго заветов. С иллюстрациями. Издание преемников А.П. Лопухина. Петербург,. т.10.

ЛОТМАН, Ю. М., УСПЕНСКИЙ, Б. А. 2002. Отзвуки концепции «Москва — третий Рим» в идеологии Петра Первого (К проблеме средневековой традиции в культуре барокко) – История и типология русской культуры. Санкт-Петербург: «Искусство – СПБ». 349-362.

ЛОТМАН, Ю. М. 2002-а Семиотика культуры и понятие текста – История и типология русской культуры. Санкт-Петербург: «Искусство – СПБ». 158-162.

ЛОТМАН, Ю. М. 2002-б Культура и текст как генераторы смысла – История и типология русской культуры. Санкт-Петербург: «Искусство – СПБ». 162-168.

ЛОТМАН, Ю. М. 2002-в Текст и структура аудитории – История и типология русской культуры. Санкт-Петербург: «Искусство – СПБ». 169-174

ЛЮСТРОВ, М. Ю. 2006. Русско-шведские литературные связи в XVIII веке. Москва: ИМЛИ РАН.

МАКСИМОВИЧ, ИОАНН АРХИЕПИСКОП ЧЕРНИГОВСКИЙ. 1710. Синаксарь. Чернигов: Свято-Троицкая Ильинская типография.

МАЛЬЦЕВ, А. Н. 1955. Международное положение Русского государства в 50-х годах и русско-шведская война 1656—1658 гг. — Очерки истории СССР. Период феодализма, XVII в. Под ред. А. А. Новосельского и Н. В. Устюгова. Москва.

МАНВЕЛОВ, Н. 2008. Обычаи и традиции Российского Императорского флота. Москва: Яуза, Эксмо.

МАСЛОВ, С. И. 1914. Библиотека Стефана Яворского.– Чтения в историческом обществе Нестора летописца, кн. 24, в. 2. с. 99-162

МАТВЕЕВ, Е. М. 2009. Русская ораторская проза середины XVIII века (Панегирик в светской и духовной литературе). Санкт-Петербург.

МОЗГОВАЯ, Е. Б. 1977. Творчество Зарудного. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ленинград. с. 93. (На правах рукописи.)

МОРЕВ, И. В. 1904. «Камень Веры» митрополита Стефана Яворского. Магистерская диссертация. Санкт-Петербург.

МОРЕВ, И. В. 1905. Митрополит Стефан Яворский в борьбе с протестантскими идеями своего времени – Христианское чтение, февраль. Санкт-Петербург.

МОРОЗОВ, А. А. 1971. Метафора и аллегория у Стефана Яворского – Поэтика и стилистика русской литературы. Ленинград.

НИКОДИМ, А. 1863. Неизданные проповеди Стефана Яворского. Девять торжественных проповедей. Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе, XXII. 249–270.

НИКОЛАЕВ, С. И. 1999. Максимович Иоанн – Словарь русских писателей XVIII века. вып. 2. Санкт-Петербург. с. 266.

НИКОЛАЕВ, С. И. 2010. Яворский Семен Иванович – Словарь русских писателей XVIII века. Вып 3. (Р-Я). Санкт-Петербург. 456–458.

НИКОЛОЗИ, Р. 2009. Петербургский панегирик XVIII века. Миф – идеология – риторика. Москва: Языки славянской культуры.

НИКУЛИН, И. А. 2010. Митрополит Игнатий (Римский-Корсаков). Жизнь и деятельность. Автореферат дисс. канд. богословия. Сергиев Посад.

НИКУЛИН, И.А. 2010-а. [online] Обзор жизни и деятельности митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) до поставления на Тобольскую кафедру. WWW: https:////www.bogoslov.ru/text/774364.html

ПАВЛЕНКО, Н. И. 1990. Петр Великий. Москва: Мысль.

ПАНЕГИРИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1979 = Панегирическая литература петровского времени. Русская старопечатная литература (XVI - первая четверть XVIII в.) / Сост. В.П.Гребенюк. Москва.

ПАНТЕЛЕЕВ, А., КОРМАШОВ, Н, КОРМАШОВ, О. 2002. Никольская церковь в Таллинне. Таллинн: Avenarius.

ПБПВ = 1887–1893. Письма и бумаги императора Петра Великого. Санкт-Петербург: Государственная типография; 1956–1964. Письма и бумаги императора Петра Великого. Москва: Издательство Академии Наук СССР. т. I–XI.

ПЕВНИЦКИЙ, В. 1874. Слова Стефана Яворского, митрополита Рязанского и Муромского – Труды Киевской Духовной Академии , № 7, 72–121.

ПЕКАРСКИЙ, П. П. 1862. Наука и литература при Петре Великом. Санкт-Петербург. т. 1–2.

ПЕТРОВ, Н. И. 1909. Киевская искусственная литература XVII и XVIII вв., преимущественно драматическая. – Труды Киевской духовной академии, 1909, ноябрь.

ПЕШТИЧ, С. Л. 1961. Русская историография XVIII века. ч. 1. Ленинград.

ПЛЮХАНОВА, М. Б. 1995. Сюжеты и символы Московского царства. Санкт-Петербург: Акрополь.

ПОГОСЯН, Е. А. 2001 Петр I – архитектор российской истории. Санкт-Петербург: Искусство-СПб.

ПОГОСЯН, Е. А. 2004. Завоевание Балтийских земель в официальной идеологии Петра I – На перекрестке культур: русские в Балтийском регионе. ч. 1. Калининград. 144–153.

ПОГОСЯН, Е. А. 2004-а Петр I накануне петровских реформ – Лотмановский сборник 3. Москва: ОГИ. 13–40.

ПОГОСЯН, Е. А., СМОРЖЕВСКИХ-СМИРНОВА, М. А. 2002. «Я деву в солнце зрю стоящу…» (апокалиптический сюжет и формы исторической рефлексии: 1695-1742 гг.). – Лейбов, Р. Г. (Ред.). История и историософия в литературном преломлении. Studia russica Helsingiensia et Tartuensia. Тарту: Издательство Тартуского университета. 9–36.

ПОГОСЯН, Е. А., СМОРЖЕВСКИХ-СМИРНОВА, М. А. 2009. "Яко аз на раны готов": Петр I на иконе Таллиннского Никольского храма – Труды по русской и славянской филологии. Литературоведение VII. Новая серия. Тарту: Издательство Тартуского университета. 11–37.

ПОГОСЯН, Е. А. 2009-а. Митрополит Петр на иконе Симона Ушакова «Древо Московского государства» – Универсалии русской культуры. Сб. статей. Воронеж: Воронежский государственный университет. 283-295

ПОГОСЯН, Е. А., СМОРЖЕВСКИХ-СМИРНОВА, М. А. 2010. Царь Петр Алексеевич и Государыня Екатерина Алексеевна на иконе Таллиннского Никольского храма. – Белобровцева, И. (Ред.). Русские в Прибалтике: сб. статей. Москва: Наука. 21–47.

ПОГОСЯН, Е. А., СМОРЖЕВСКИХ-СМИРНОВА, М. А. 2010-а. «Книга любви знак в честен брак»: воспитание чувств молодого царя Петра Алексеевича – Con amore: Историко-филологический сборник в честь Любови Николаевны Киселевой Москва: O.G.I. 519 – 528.

ПОГОСЯН, Е. А., СМОРЖЕВСКИХ-СМИРНОВА, М. А. 2011. Екатерина Алексеевна - российская государыня и царская невеста на ревельской иконе – Пограничные феномены культуры. Перевод. Диалог. Семиосфера. Материалы Первых Лотмановских дней в Таллиннском университете (4-7 июня 2009 г.) Tallinn: Издательство Таллиннского университета. 117–144.

ПОГОСЯН, Е. А., СМОРЖЕВСКИХ-СМИРНОВА, М. А. 2011-а. Иконостас Ивана Зарудного в Преображенской церкви Таллинна – Искусство иконы Эстонии. Каталог. Tallinn: Кадриоргский художественный музей. 78–112.

ПОГОСЯН, Е. А., СМОРЖЕВСКИХ-СМИРНОВА, М. А. 2012. Иконостас Ивана Зарудного в Преображенской церкви Ревеля (Таллина). Семантика и идеология – Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Сборник статей по итогам Всероссийской научной конференции с участием иностранных специалистов «Отечественное искусство XVIII – начала XX века: стилевые предпочтения, персоналии, обучение, взаимоотношения с государством и обществом». Москва: Памятники исторической мысли. 8–22.

ПОГОСЯН, Е. А., СМОРЖЕВСКИХ-СМИРНОВА, М. А. 2013. «Вкусите и видите». Аллегория чувств и концепция правителя в сочинениях Кариона Истомина. – Случайность и непредсказуемость в истории культуры. Материалы Вторых Лотмановских дней в Таллиннском университете (4–6 июня 2010 г.). Таллинн: Издательство ТЛУ

ПОСТАНОВЛЕНИЯ СИНОДА 1879 = Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. В 5 томах. Т. 5. Санкт-Петербург: Синодальная типография.

ПОНОМАРЕВ, А. И. 1905. Несколько замечаний и наблюдений как «Post-scriptum» к магистерскому коллоквиуму о. протоиерея И. В. Морева при защите им сочинения «"Камень веры" Стефана Яворского». – Христианское чтение. т. 219. май. с. 714–736; июнь. с. 852–867; т. 220. июль. с. 85–111; август. с. 197–221. Санкт-Петербург.

ПРОКОПОВИЧ, Ф. 1961. Сочинения. М.–Л.

ПСЗРИ 1830 = Полное собрание законов Российской империи. (1-е собр.). Санкт-Петербург. т. 2, 4.

ПСКОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ. 1848 = Псковская летопись – Новгородская и Псковская летописи – Полное собрание русских летописей, изданное по высочайшему повелению археографическою комиссиею. Санкт-Петербург. т. 4

ПЬЕСЫ 1974 = Пьесы школьных театров Москвы. Ранняя русская драматургия (XVII — первая половина XVIII в.). Москва: Наука.

РОВИНСКИЙ, Л. А. 1903. Описание фейерверков и иллюминаций. 1674—1891 гг. Санкт-Петербург: Издательство А. С. Суворина.

РУССКАЯ СТАРОПЕЧАТНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1979 = Русская старопечатная литература (XVI - первая четверть XVIII в.) / Сост. В.П. Гребенюк. Москва: Наука.

РГАДА Российский государственный архив древних актов. Фонд 9 (II), ед. хр. 62.

САВКЕВИЧ, М. 1893. Учение Стефана Яворского и Феофана Прокоповича о священном придании. – Вера и разум. № 4, февраль. 193–198

САЗОНОВА, Л. И. 1993. Карион Истомин. – Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.), ч. 2 (И–О). Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин. 140–152.

САМАРИН, Ю. Ф. 1880. Сочинения Ю. Ф. Самарина. Том 5. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. Москва: Типография А. И. Мамонтова и Ко.

СЕМЕНОВИЧ, Н. Н. 1946. История русского военно-морского флага. Ленинград: Государственный Эрмитаж.

СЕРМАН, И. З. 1962 Поэзия Ломоносова в 1740 – е годы –XVIII век. Сб. 5 М-Л.: Издательство АН СССР. 33-69.

СЛАВНИТСКИЙ, Н. Р. 2003. Осада и взятие Выборга русскими войсками в 1710 г. – Victoria. Gloria. Fama. Материалы Международной научной конференции, посвященной 300-летию Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. ч. 3. Санкт-Петербург. 93–97.

СЛАВНИТСКИЙ, Н. Р. 2012. Празднование побед Петровского времени и сохранение памяти о них в Петропавловском соборе. – Храмы Петровской эпохи: Материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, Петропавловская крепость, 7-8 июня 2012 г.) Труды государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 22. Санкт-Петербург. 189–201.

СЛУЖБА БЛАГОДАРСТВЕННАЯ. 1709 = Служба благодарственная Богу в Троице Святой славимому о великой Богом дарованной победе над свейским королем Каролом (12) и воинством его, содеянной под Полтавою в лето (1709), месяца июня в (27) день. Москва.

СМОРЖЕВСКИХ-СМИРНОВА, М. 2003. От Петра к Елизавете: библейская цитата панегирической проповеди в ее отношении к официальной идеологии эпохи. Диссертация на соискание ученой степени magister artium по русской литературе. Тарту. Тартуский университет. Философский факультет, отделение русской литературы. На правах рукописи.

СМОРЖЕВСКИХ-СМИРНОВА, М. 2004. Концепция войны у Феофана Прокоповича и официальная идеология петровской эпохи – Лотмановский сборник: Международный конгресс "Семиотика культуры: культурные механизмы, границы, самоидентификации"; Тарту, Таллин; 26.02.-02.03.2002. Москва: O.G.I. 899–911.

СМОРЖЕВСКИХ-СМИРНОВА, М. 2010. Рига-«невеста» в балтийских завоеваниях Петра I. Scando-Slavica, № 56 (2). 251–268.

СОЛОВЬЕВ, С. М. 1993. Сочинения в восемнадцати книгах. История России с древнейших времен. Кн. 8. Т. 15. Москва.

ТАРАСОВ, О. Ю. 1995. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. Москва: Прогресс, Традиция.

ТЕРНОВСКИЙ, Ф. А. 1864. Митрополит Стефан Яворский – Труды Киевской Духовной Академии, №1, с. 36-70; №3, с. 237-290; №6, с. 137-186

ТИЗИК, КАРП. 1896. История ревельского Преображенского собора. Историко-статистическое описание. Ревель: Г. Матизен.

ТОЛКОВАНИЕ. 1625 = Отца нашего Андрея архиепископа Кесарийского толкование на Апокалипсис. Киев.

ТОПОРОВ, В. Н. 1987. «Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте». – Исследования по структуре текста. Москва, 121–132.

ТРАВКІНА, О. И. 2007. Мазепина брама. Царські срібні ворота іконостасу колишнього кафедрального Борисоглібського собору м. Чернігова. Чернiгiв: РВК «Десн. правда».

ТРАВКІНА, О. И. 2007-а. Музейні колекції Національного архітектурно – історичного заповідника «Чернігів стародавній» та їх фундатор Андрій Карнабед – Біла хата. с.12–13.

ТРЕБНИК. 1708. Москва.

ТРУДЫ КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ. 1865 = Труды Киевской духовной академии. Киев. т. III.

ТЮХМЕНЕВА, Е. А 2005. Искусство триумфальных врат в России первой половины XVIII века. Москва: Прогресс-Традиция.

ТЮХМЕНЕВА, Е. А. 2009. Триумфальные врата в Москве по случаю Полтавской победы – Полтава. К 300-летию Полтавского сражения. Сборник статей. Москва: Институт Российской истории Российской Академии наук. 287–301.

ФИЛАРЕТ (Гумилевский), архиепископ. 1850. О церковно-ораторских произведениях преосвященного Стефана Яворского. – Воскресное чтение, 1850-1851, XIV, с. 257–265.

ФРАНК-КАМЕНЕЦКИЙ, И. Г. 2004. Женщина-город в библейской эсхатологии. – Колесница Иеговы. Труды по библейской мифологии. Москва: Лабиринт. 224–236.

ХОНДЗИНСКИЙ П. 2011. = Прот. Павел Хондзинский. Митрополит Стефан Яворский и архиепископ Феофан Прокопович. (по следам диссертации Ю. Ф. Самарина). Санкт-Петербург.

ХЬЮЗ, Л. 2008. Петр Первый. У истоков Великой Империи. (Серия «Йельский университет. Опыт объективного исследования»). Москва: Омега.

ЧИСТОВИЧ, И. 1867. Неизданные проповеди Стефана Яворского – Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии. ч. 1–2. Санкт-Петербург.

ЧИСТОВИЧ, И. 1868. Феофан Прокопович и его время. Санкт-Петербург.

ЧОИДР. 1861. = Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Генварь–Март. Книга первая. Москва: Университетская типография.

ШАФИРОВ, П. П. 1717. Рассуждение какие законные причины его царское величество Петр I […] к начатию войны против короля Карола XII Шведского 1700 году имел. Санкт-Петербург.

ШИРОКОРАД, А. Б. 2001. Северные войны России. – Москва: ACT; Минск: Харвест.

ШЛЯПКИН, И. А. 1891. Св. Димитрий Ростовский и его время (1651–1709 г.). Санкт-Петербург.

ЭНГЛУНД, П. 1995. Полтава. Рассказ о гибели одной армии. Москва: Новое литературное обозрение.

ЮЛЬ, ЮСТ. 1892. Записки датского посланника при Петре Великом Юста Юля. Русский архив. Кн. II. Москва.

ЮЛЬ, ЮСТ. 1899. Записки Юста Юля, датского посланника при Петре Великом (1709–1711). Чтения в императорском обществе истории и древностей Российских, № 3. Москва: Университетская типография.

ЯВОРСКИЙ, С. 1702. [online]. Рукопись — Проповеди Стефана Яворского за 1702–1716 гг. WWW: https:////old.stsl.ru/manuscripts /medium.php?col=6&manuscript= 112&pagefile=112-0001

ЯВОРСКИЙ, С. 1804. Проповеди. Ч. 1–2. Москва.

ЯЗЫКОВА, И. [online]. Священное Писание в иконе на примере иконографии «Спас в силах» и некоторых других изображений Христа.

WWW: https:////www.bible-center.ru/ru/article/icons

<< Содержание